Слова и словосочетания - это составляющие каждого предложения на письме и в устной речи. Для его построения следует четко понимать, какая должна быть между ними связь, чтобы построить грамматически правильное высказывание. Именно поэтому одной из важных и сложных тем в школьной программе русского языка является синтаксический разбор предложения. При таком разборе проводится полный анализ всех компонентов высказывания и устанавливается имеющаяся между ними связь. Помимо этого, определение структуры предложения позволяет правильно расставить в нем знаки препинания, что достаточно важно для каждого грамотного человека. Как правило, данная тема начинается с разбора простых словосочетаний, а после детей учат проводить синтаксический разбор предложения.
Анализ определенного словосочетания, взятого из контекста, является относительно простым в разделе синтаксиса русского языка. Для того чтобы его произвести, определяют, какое из слов выступает главным, а какое - зависимым, и определяют, к какой части речи каждое из них относится. Далее необходимо определить синтаксическую связь между этими словами. Всего их выделяют три:
Синтаксический разбор словосочетания должен выглядеть примерно так: «красиво говорит»; главное слово - «говорит», зависимое - «красиво». Эту связь определяют посредством вопроса: говорит (как?) красиво. Слово «говорит» использовано в настоящем времени в единственном числе и третьем лице. Слово «красиво» - это наречие, а потому в данном словосочетании выражается синтаксическая связь - примыкание.
Синтаксический разбор предложения немного похож на анализ словосочетания. Состоит он из нескольких этапов, которые позволят изучить структуру и отношение всех составляющих его компонентов:
Теория теорией, но без практики нельзя закрепить ни одной темы. Именно поэтому в школьной программе много времени уделяется синтаксическим разборам словосочетаний и предложений. И для тренировки можно брать самые простые предложения. Например: "Девушка лежала на пляже и слушала прибой".
При синтаксическом разборе словосочетаний и предложений используются условные подчеркивания, которые обозначают принадлежность слов к тому или иному члену предложения. Так, например, подлежащее подчеркивают одной линией, сказуемое - двумя, определение обозначают волнистой линией, дополнение - пунктиром, обстоятельство - пунктиром с точкой. Для того чтобы правильно определить, какой именно член предложения перед нами, следует поставить к нему вопрос от одной из частей грамматической основы. К примеру, на вопросы имени прилагательного отвечает определение, дополнение определяется вопросами косвенных падежей, обстоятельство указывает на место, время и причину и отвечает на вопросы: "где?" "откуда?" и "почему?"
Порядок разбора сложного предложения немного отличается от вышеприведенных примеров, а потому не должен вызвать особых трудностей. Однако все должно быть по порядку, и поэтому учитель усложняет задачу лишь после того, как дети научились разбирать простые предложения. Для проведения анализа предлагается сложное высказывание, которое имеет несколько грамматических основ. И здесь следует придерживаться такой схемы:
Как правило, для связи частей в сложных предложениях употребляются союзы и союзные слова, перед которыми обязательно ставится запятая. Такие предложения называются союзными. Делятся они на два вида:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение - это слово или группа слов, которые связаны по смыслу, от одного слова к другому можно поставить вопрос. Предложение выражает законченную мысль.
Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.
Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.
По цели высказывания предложения бывают : повествовательные, вопросительные. побудительные.
Повествовательное предложение - это предложение, в котором о чём-то сообщают (повествуют).
Вопросительное предложение - это предложение, в котором о чём-то спрашивают.
Побудительное предложение - это предложение, в котором побуждают к действию, советуют или просят что-то сделать.
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Восклицательное предложение - это предложение, которое произносится с сильным чувством. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).
Невосклицательное предложение - это предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства. В конце невосклицательного предложения ставится точка (.) или вопросительный знак (?).
В предложении есть главные и второстепенные члены.
Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.
Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называет то, что совершает предмет. Сказуемое отвечает на один из вопросов: что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделает? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Члены предложения
Главные |
|
Примеры | Информация |
Подлежащее
- главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое - либо состояние, обладает определённым признаком.
Отвечает на вопросы: Кто? Что? |
|
![]() |
Сказуемое
- главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
Отвечает на вопросы: |
Подлежащее и сказуемое - основа предложения. | |
![]() |
Примеры | Информация |
![]() |
Дополнение
- второстепенный член предложения, который обозначает предмет.
Отвечает на вопросы косвенных падежей. |
![]() |
Определение
- второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы: |
![]() |
Обстоятельство
- второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия.
Отвечает на вопросы: |
Предложения
1. Роль в языке Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль. 3. Виды предложений по количеству грамматических основ Простые - одна основа, сложные - две или более грамматических основ. 4. Виды предложений по цели высказывания Повествовательное (содержит сообщение); вопросительное (содержит вопрос); побудительное (побуждение к действию). 5. Виды предложений по интонации Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное. 6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов Распространённые (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы). 7. Виды предложений по усложненности Могут быть осложнены обращениями, однородными членами Синтаксический разбор предложения
Инструкция
На первом этапе вам нужно разобрать предложение по членам и подчеркнуть их: подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя, – волнистой линией, дополнение – пунктирной, а обстоятельство – чередованием тире и точек. Иногда требуется также указать связи между членами предложения и задать воспросы к каждому из них.
Если предложение простое, укажите тип сказуемого: простое (ПГС), составное глагольное (СГС) или составное именное (СИС). В случае если несколько, укажите тип каждого из них. Если же , пронумеруйте каждую из его частей и составьте схему этого предложения, указав средства связи ( и союзные слова). Кроме того, укажите типы придаточных (определительные, изъяснительные или обстоятельственные: придаточные времени, места, причины, следствия, условия, цели, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени или присоединительные) и типы отношений между ними (последовательные, параллельные или однородные).
Далее опишите предложение, указав его тип по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное) и по количеству (простое или сложное: , сложноподчиненное, бессоюзное). Если предложение простое, продолжайте анализ, указывая тип по количеству главных членов (двусоставное или односоставное: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное или безличное), по наличию членов (распространенное или нераспространенное), по наличию пропущенных главных членов (полное или ), а также укажите, чем оно осложнено (однородными членами, обособленными членами, вводными или вставными конструкциями, или же не осложнено ничем). Если предложение сложное, продолжайте анализ по той же схеме, но для каждой из его частей в отдельности.
Видео по теме
Связанная статья
Схема предложения - не просто прихоть преподавателей. Она позволяет лучше понять структуру предложения, определить его специфику, наконец, быстрее разобрать. Любая схема - это прежде всего наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, например, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения очень нужна.
Инструкция
Начать нужно с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое - грамматическую основу. Так у вас уже будет вполне определённая "печка", от которой можно будет "плясать". Затем распределяем по членам предложения остальные слова, учитывая то, что все они делятся на подлежащего и группу сказуемого. В первую группу , во вторую - дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (например, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а и так, что сразу несколько слов все вместе составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).
Составьте схему предложения , объясните постановку знаков препинания.
Видео по теме
Морфемный разбор слова – разбор по составу, определение и выделение значимых словообразовательных частей слова. Морфемный разбор предшествует словообразовательному – определяющему, каким способом появилось слово.
Инструкция
При синтаксическом разбор е простого предложения выделяется (подлежащее и сказуемое). Затем определяется тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное), его эмоциональная окраска (восклицательное или ). После этого необходимо установить тип предложения по его грамматической основе (односоставное или двусоставное), по членов (распространенное или нераспространенное), по наличию или отсутствию какого-либо члена (полное или неполное). Также простое может быть осложненным (присутствуют однородные или обособленные члены) или неосложненным.
При синтаксическом разбор е сложного предложения помимо определения грамматической основы и типа предложения по цели высказывания необходимо доказать, что оно является сложным и установить вид связи между простыми предложениями (союзная или бессоюзная). Если связь союзная, то определяется тип предложения по характеру союза: сложносочиненное . Если предложение является сложносочиненным, то необходимо выяснить, каким сочинительным союзом связаны части предложения: соединительным, разделительным или противительным. В сложноподчиненном определяется главное и придаточное предложение, средство связи придаточного с главным, вопрос, на который отвечает придаточное, тип . Если сложное предложение является бессоюзным, то определяются смысловые отношения между простыми предложениями и объясняется постановка знака препинания. Также необходимо начертить схему предложения.
Видео по теме
Предложение выражает сообщение, побуждение или вопрос. Двусоставные предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа односоставного предложения представлена либо подлежащим, либо сказуемым.
Инструкция
Все глагольные односоставные предложения имеют сказуемое, но не имеют подлежащего. Причем в определенно-личном предложении форма глагола и смысл сообщения подсказывают, что действие относится к определенному лицу: «Люблю книги», «Найдите правильное решение», «Береги , а честь смолоду».
Глагол может стоять в форме первого или второго лица единственного или изъявительного или повелительного наклонения. Первое лицо означает, что глагольный вопрос задается от местоимений «я», «мы»; второе лицо – от местоимений «ты», «вы». Повелительное наклонение побуждает к действию, изъявительное просто сообщает информацию.
Сегодня мы продолжаем изучать сложное предложение, на этом уроке научимся делать его синтаксический разбор.
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное ).
2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное ).
3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзные, бессоюзные ).
5. Выделить второстепенные члены в каждой из частей сложного предложения, указать, распространенной или нераспространенной она является.
6. Отметить наличие однородных членов или обращения.
Предложение 1 (рис. 1).
Рис. 1. Предложение 1
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (имеет две грамматические основы), союзное (соединенное союзом и ), и первая, и вторая части - нераспространенные (рис. 2).
Рис. 2. Разбор предложения 1
Предложение 2 (рис. 3).
Рис. 3. Предложение 2
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное. Первая часть распространенная (есть определение), вторая нераспространенная (рис. 4).
Рис. 4. Разбор предложения 2
Выполните синтаксический разбор предложения (рис. 5).
Рис. 5. Предложение
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное. Первая часть распространенная, осложнена однородными сказуемыми. Вторая часть распространенная.
Рис. 6. Разбор предложения
Список литературы
1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. - М.: 2012 Часть 1 - 182 с., Часть 2 - 167 с., Часть 3 - 63 с.
2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012. - Часть 1 - 192 с.; Часть 2 - 176 с.
3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. - М.: 2012 - 318 с.
4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. - М.: Просвещение, 2014. - Часть 1 - 127 с., Часть 2 - 160 с.
1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()
Домашнее задание
1. Каков порядок синтаксического разбора сложного предложения?
2. Какие бывают сложные предложения по средству связи между частями?
3. Подчеркните грамматические основы в предложении:
Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
§1. Что такое синтаксический разбор, в чём его специфика
Синтаксический разбор - это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:
При синтаксическом анализе важно уметь различать единицы синтаксиса, осознавать, что это единицы разных уровней, и понимать, какими признаками характеризуется каждая из них. Синтаксический анализ требует не путать словосочетание и простое предложение, а также простое и сложное предложения и знать, как следует разбирать каждое из них.
Синтаксический разбор требует знаний и умений.
Нужно знать:
Нужно уметь:
1. Определить главное и зависимое слова, выделить главное, от него поставить вопрос к зависимому.
2. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное, наречное.
3. Определить вид синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.
1. Выполнить разбор по членам предложения: подчеркнуть все члены предложения, определить, чем (словом какой частью речи) они выражены.
2. Дать характеристику по цели высказывания:
3. Дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:
4. Определить количество грамматических основ и определить тип предложения по их количеству:
5. Дать характеристику по наличию главных членов:
а)односоставное с главным членом подлежащим: назывное
б)односоставное с главным членом сказуемым: определённо-личное, неопределённо- личное, обобщённо-личное, безличное
6. Дать характеристику по наличию второстепенных членов:
7. Дать характеристику по полноте (наличию членов предложения, необходимых по смыслу):
8. Определить наличие осложняющих компонентов:
а) однородными членами предложения
б) обособленными членами: определением (согласованным - несогласованным), дополнением, обстоятельством
в) вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
г) обращением
д) конструкции с прямой речью или цитированием
Примечание:
При выражении обособлений причастными и деепричастными оборотами, а также сравнительными конструкциями, охарактеризовать, чем именно выражено обособление
1. Как и в простом предложении, определить члены предложения.
2. Как и в простом предложении, дать характеристику по цели высказывания:
3. Как и в простом предложении, дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:
4. По количеству грамматических основ (более одной), определить, что предложение сложное.
5. Определить тип синтаксической связи между частями сложного предложения:
6. Определить тип сложного предложения и средства связи:
7. Определить вид сложного предложения (например: сложноподчинённое с придаточным изъяснительным).
8. Далее характеризуется каждая часть сложного предложения (по схеме простого предложения - см. схему разбора простого предложения, пп. 5-8)
9. Составить схему сложного предложения, отражающую