1. Натуралистический (биологический) подход к языку
Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося
немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Наиболее отчетливо
натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах
как " Теория Дарвина и наука о языке"1863, " Значение
языка для естественной истории человека" 1865. Согласно основному
положению натуралистического направления языкознание примыкает к натуралистическим
наукам. Разница между естественными и историческими науками заключается
в том, может или не может воля людей оказывать влияние на объект науки:
в естественных науках господствуют законы, не зависящие от воли людей;
в исторических науках невозможно избежать субъективизма. В работе "теория
Дарвина и наука о языке" Ш. прямо указывал, что "законы, установленные
Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере в
главных чертах своих и к организмам языков". Наиболее ярко влияние
теории Дарвина проявляется в перенесении Шлейхером положения о борьбе
за существование в растительном и животном мире на язык. Ш убежден,
что в настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за
существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени.
Ш. переносит на языки установленный Дарвином закон изменчивости видов.
По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов,
являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного
общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного
изменения.
Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности
языка к эволюции. В этой связи Шлейхер заявляет: "Жизнь языка не
отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений
и животных". Как и эти последние, он имеет период роста от простейших
структур к более сложным формам и период старения, в который языки всё
более и более отдаляются от достигнутой наивысшей ступени развития и
их формы терпят ущерб.
При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно
рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным
следует считать стремление представителей этого направления, в частности
Шлейхера, применять к изучению языка точные методы естественных наук.
Ошибочным в концепции Шлейхера. и его последователей явилось слишком
прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам,
которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают.
Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть
эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык
умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива
людей.
Однако несмотря на ошибочный характер натуралистической концепции в
языкознании, следует всегда учитывать тот факт, что сравнение языка
с живым организмом способствовало утверждению системного взгляда на
язык как на объект, обладающий собственной структурой.
Другая известная точка зрения на природу и сущность языка - это то, что язык - явление психическое . Одним из виднейших представителей, который представлял психологическую точку зрения на язык был Гейман Штейнталь (1823-1899). Наиболее четко и последовательно психологическая концепция Штейнталя представлена в его работе "Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения". Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике. Логику Шлейхера. вовсе исключал, утверждая, что "категории языка и логики не совместимый также мало могут быть соотнесены друг с другом как понятие круга и красного". Таким образом, Штейталь категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё внимание Штенталь сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык как явление психического порядка.
Наконец, существует точка зрения, что язык явление социальное
.
Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под
влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни
зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно
все человеческое.
Датчанин Ельмслев в своей книге "Пролегомены к теории языка"
дает исчерпывающую характеристику языку как явлению: "Язык человеческой
речи - неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ. Язык неотделим от
человека и следует за ним во всех его действиях. Язык - инструмент,
посредством которого человек формирует мысль и чувства, настроения,
желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредством которого
человек влияет на людей, а другие влияют на него. Язык - первичная и
самая необходимая основа человеческого общества. Но он также конечная
необходимая опора человеческой личности, прибежище человека в часы одиночества,
когда разум вступает в борьбу с жизнью и конфликт разрождается монологом
поэта или мыслителя. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает
человека. Он глубоко связан с человеческим разумом. Это богатство памяти,
унаследованное личностью и племенем. Язык настолько глубоко пустил корни
в личность, семью, нацию, человечество и саму жизнь, что мы иногда не
можем удержаться от вопроса, не является ли язык не просто отражением
явлений, но их воплощением, тем семенем, из которого они выросли. В
силу этих причин язык всегда привлекал внимание человека, ему удивлялись,
его описывали в поэзии и науке. Наука стала рассматривать язык как последовательность
звуков и выразительных жестов, доступных точному физическому и физиологическому
описанию. Язык рассматривается как знаковая система и как устойчивое
образование, используемое как ключ к системе человеческой мысли".
Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как
своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление.
Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:
1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному
восприятию, как и любая вещь.
2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и
существует.
3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой,
тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.
4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически
выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.
Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей
книге" Теория языка" различные направленности знаков языка,
определяет 3 основные функции языка:
Функции языка по Бюлеру:
1) функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние
говорящего.
2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.
3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому чем-то
говорит или рассказывает,
Есть и иные точки зрения на функции, выполняемые языком, например,
как понимал их Реформатский А. А.
1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности.
2) коммуникативная; Этой цели служат предложения.
3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего.
В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую (указательную)
функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.
Сущность языка:
Язык – это общественное
явление,
Функции языка:
Коммуникативная. Служит орудием
общения, обмена мыслями.
Констатирующая. Служит для
нейтральных сообщений о факте
Вопросительная. Служит для
запроса о факте
Аппелятивная. Средство призыва,
побуждения к действиям.
Экспрессивная. Выражение
настроения, эмоций говорящего.
Контактоустанавливающая.
Создание и поддержка контакта между собеседниками.
Метаязыковая. Истолкование
языковых фактов собеседнику.
Эстетическая. Функция эстетического
воздействия.
Мыслеформирующая. Язык – это
образующий орган мысли.(гумбольдт)
Основные семьи:
Индо-европейская семья. (12 групп)
Алтайская семья. (тюркская(турецкий, азербайджанский,
татарский, узбекский, чувашский), монгольский(бурятский, камчатский,
калмыцкий), тунгусо – маньчжурские(маньчжурский,
тунгусский)
Уральская семья (Финно-угорские языки! угорская ветвь: венгерский, прибалтико-финская ветвь: финский,
эстонский, пермская ветвь:коми, удмуртский, волжская
ветвь:мордовский, Самодийский язык! ненецкий)
Кавказская семья. Западная группа: абхазская подгруппа
- абхазский, черкесская подгруппа-адыгейский. Восточная
группа: нахская подгруппа- чеченский, дагестанская
подгруппа – аварский, лакский, южная группа
– грузинский.
Китайско – тибетская семья. Китайская
ветвь - Китайский. Тибето-бирманская ветвь – тибеский,
бирманский.
Афрозийская семья. Семитская ветвь – арабский, Египетская ветвь – древнеегипетский, Берберо-ливийская
ветвь – кабильский, Кушитская ветвь – сомали, Чадская ветвь – хауса.
Речь:
Реализация системы
Отражает опыт отдельного
человека
Создаётся человеком (стремится
к понятности)
Единица речи конкретна(идти
пешком)
Количество единиц речи нескончаемо,
безгранично.
Фонетика и фонология
Функциональный(фонологический)
аспект в изучении звуков языка.
Звук выполняет определённые
функции в языке и речи и он
является фоном в потоке речи и фонемой
в системе языка. В сочетании с другими
звуками он выступает как материальное, чувственно-воспринимаемое средство
закрепления и выражения мысли, как экспонента
языкового знака.
Парными являются фонемы, которые
отличаются по одному дифференциальному
признаку и имеют способность
нейтрализоваться.
(П)
1.г-г
2.см-взр.
3.шум., глух.
4.тв.
Т,к – ДП
Ф – ДП
Б – ДП
П”- ДП
Те фонемы, которые по месту
и способу образования не нейтрализуются.
(над буквой)Сигнификативно- сильная
позиция – позиция, в которой фонемы различаются,
противопоставляются и тем самым различают
слова:
Гласный – ударение (у-и
безударная позиция сильная.
Для парных по глухости/звонкости
фонем – позиция перед гласным(код-год),
- перед сонорными, - перед В(твой-двое)
Для парных по тв/мягк. – конец
слова, - перед гласным
Сигнификативно-слабая позиция
– позиция, в которой фонемы не различаются,
не противопоставляются не различают
слова(неразличение)(Нейтрализация –
рок-рог) ВАРИАНТ.
Для гласных – безударная
позиция (сама-сома, мела-мила)
Для парных по глух/зв.фонем
– конец слова!
Для парных по тв/мяг. Фонем.
Для зубных перед мягкими фонемами
В середине слова перед
глух/зв. Согласных.
Про[б]ка – про(п)ка
Перцептивно – слабая позиция – позиция, в которой фонема выступает не в основном виде, а в виде вариации. (отец – отедз был)
Язык – важнейшее средство общения между людьми. Неразрывно связанный с человеческим мышлением, он является так называемым социальным средством хранения и передачи информации. Язык представляет собой одно из важнейших средств управления поведением человека. Языки, присущие разным народностям, различаются между собой, но есть у них общие закономерности. Поэтому, говоря о сущности языка, мы объясняем сущность как любого мирового языка, так и всех их в совокупности.
1. Натуралистический (биологический) подход к языку
Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера Натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как "Теория Дарвина и наука о языке", "Значение языка для естественной истории человека" По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.
Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления применять к изучению языка точные методы естественных наук.
2. Психический подход к языку
Другая известная точка зрения на природу и сущность языка - это то, что язык - явление психическое. Одним из виднейших представителей, который представлял психологическую точку зрения на язык был Гейман Штейнталь. Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике. Штейталь категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё внимание Штенталь сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык как явление психического порядка.
3. Язык - явление социальное
Существует точка зрения, что язык явление социальное.
Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом.
4. Язык как система знаков
Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление.
Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:
1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.
2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.
3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.
4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.
5. Функции языка по Бюлеру
Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге" Теория языка" различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:
Функции языка по Бюлеру:
1) функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.
2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.
3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому чем-то говорит или рассказывает.
6. Функции языка по Реформатскому
1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности.
2) коммуникативная; Этой цели служат предложения.
3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего.
В рамках этой функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.
Язык - многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка [источник не указан 779 дней ] :
· коммуникативная (или функция общения ) - основная функция языка, использование языка для передачи информации;
· конструктивная (или мыслительная ; мыслеформирующая ) - формирование мышления индивида и общества;
· познавательная (или аккумулятивная функция ) - передача информации и её хранение;
· эмоционально-экспрессивная - выражение чувств, эмоций;
· волюнтативная (или призывно-побудительная функция ) - функция воздействия;
· метаязыковая (металингвистическая) - разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.
· фатическая (или контактноустанавливающая )- Использование языка для установления психологического контакта собеседников;
· идеологическая функция - использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу - как модернизаторство.
· омадативная [источник не указан 779 дней ] (или формирующая реальности ) - создание реальностей и их контроль;
· номинативная - вера человека в название
· денотативная, репрезентативная - передача информации, представление
· конативная - ориентация на адресата;
· эстетическая - сфера творчества;
· аксиологическая - оценочное суждение (хорошо/плохо).
· референтная (или отражательная ) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.
Язык как система систем
В середине 19 – начале 20-го вв в естественных и гуманитарных науках стал осуществляться переход к системно-структурному представлению о действительности. Идея структурности разрабатывалась в философии: Марксом, в химии – Бутлеровым и Менделеевым, в физике – Бором и Резерфордом, в языкознании – Соссюром, Б.д.Кортэне, Фортунатовым.
Принцип системности языка обусловлен системным характером самой объективной действительности.
О языке как о системе одним из первых заговорил Соссюр. Для него был важен термин «система». Термин «структура» ввели его ученики.
В наст.вр. под системой понимают совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Структура – строение и внутренняя форма организации системы.
В лингвистике выделяют два типа систем: гомогенные и гетерогенные.
В них наблюдается деление на подсистемы.
Язык относится к гетерогенной системе. Он состоит из подсистем, которые не могут функционировать отдельно, следовательно, и являются частями единого целого.
Подсистемами языка – называют уровнями или ярусами. Основные ярусы языка:
В каждом из этих ярусов есть соответствующие единицы. Единицы одного яруса языка должны непосредственно синтезировать единице другого вышележащего яруса. Совокупность таких ярусов составляет иерархию. Каждой языковой единице соответствует речевая единица.
Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:
1. парадигматические
2. синтагматические
3. иерархические
Парадигматические: Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.
Парадигма – совокупность единиц языка, совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.
Уровень фонетики:
Совокупности гласных фонем, согласных фонем – парадигма гласных/согласных.
Общая парадигма: гласные
Частная: переднего ряда; долгие и краткие.
Уровень лексики:
Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.
Уровень морфологии:
Падежная парадигма: дом – дома – дому и т.д. Парадигма числа лица. Временная парадигма.
Уровень синтаксиса:
Парадигма простого/сложного предложения. Парадигма подлежащего.
Синтагматические отношения:
Это отношения взаимодействия. Члены парадигмы функционирования в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетаниями, возможностями.
Синтагматика языка понимается как совокупность сочетающихся возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.
Валентность единиц языка – способность вступать в сочетания с другими единицами, или ее синтагматические потенциальные свойства.
Дистрибуция – конкретная реализация этих свойств и возможностей.
Синтагматика в языке – потенция (возможность), а в речи – реализация этой возможности.
Отношения структурно более простых единиц с более сложными (между словами и предложениями):
Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические отношения наоборот.
В связи с этим в пределах каждого яруса языка возможны только парадигматические и синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов – иерархические отношения.
Роль данных отношений часто преувеличивается. Так, структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения. Они (объекты) постоянны и более важны, нежели отношения между ними.
Языковая система занимает особое место среди прочих систем, окружающих человека. Солнцев классифицирует все системы по происхождению:
1) материальные (первичные), существовавшие до человека и вне человека, и характерные для природы. (Жидкости, твердые тела)
Деятельность человека создает еще 3 типа систем:
Идеальные – системы, элементы которых суть идеальные объекты, понятия или идеи.
Например, система идей художественного произведения; система понятий какой-либо науки.
Искусственные – технические. Механизма, аппараты, машины.
Вторичные – языки и др. системы знаков, созданные для закрепления в выражения семантической информации и как средство общения людей.
Источником всех систем, кроме первичной, является психическая деятельность человека, мышление. Сам же человек есть первичная, естественная и способная к мышлению система
Яз.знак.Его свойства
Языково́й знак - единица языка (морфема, слово, словосочетание или предложение), служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языкового значения . Морфемы, способные реализовывать значения лишь в комбинации с другими знаками, могут быть названы полузнаками иличастичными знаками (в противопоставлении полным , отнесённым непосредственно к обозначаемой ситуации - референту, денотату)
Свойства языкового знака: 1. Языковой знак материален и идеален одновременно; представляет собой единство звуковой оболочки - означающего (формы), и того, что она обозначает - означаемого (содержания). Означающее материально (звук, буквы), означаемое идеально (то, что заложено в нашем метасознании). 2. Языковой знак первичен, знаки других знаковых систем вторичны. 3. Произвольность. 4. Мотивированность - наличие логических связей между означающим и означаемым. 5. Изменяемость (вариантность):
а) Означающее изменяется, а означаемое остаётся неизменным; например, раньше месяц «февраль» назывался «феврарь», с течением времени это название трансформировалось в привычное нам «февраль»; также «чело» - «лоб».
б) Означающее остаётся неизменным, а означаемое меняется. Изменение означаемого может привести как к улучшению, так и к ухудшению значения. Например, слово «девка» в XVIII-XIX вв. не имело отрицательной коннотации, сегодня же мы его употребляем в выражениях типа «гулящая девка». Слово «парень» обладало в XVIII-XIX вв. отрицательным уничижительным оттенком; в XX-ом же веке слово «юноша» почти вышло из употребления, его место заняло слово «парень».
6. Асимметрия: у одного означающего может быть несколько означаемых (как например, в омонимии). Также одно означаемое может иметь несколько означающих. Это явление носит название синонимии.
7. Линейный характер означающего. Речь имеет продолжительность во времени и пространстве - мы произносим слова последовательно, линейно, букву за буквой.
8. Значимость. Значимость можно выявить только в системе, сравнив языковой знак с другими языковыми знаками.
В обществе применяются знаки нескольких типов. Наиболее известны знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы и языковые знаки. Знаки-признаки несут некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о разведенном костре, всплеск на реке - об играющей в ней рыбе, морозный узор на стекле окна - о температуре на улице. Знаки-сигналы несут информацию по условию, по договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют: зеленая ракета может означать начало атаки или начало какого-либо празднества, два камня на берегу показывают место брода, удар в гонг означает окончание работы. Знаки-символы несут информацию о предмете или явлении на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемых в роли представителей всего явления, его сущности; эти свойства и признаки и можно узнать в знаках-символах (рисунок соединенных во взаимном пожатии рук - символ дружбы, голубь - символ мира).
Совершенно особое место в типологии знаков занимают знаки языка.
Языковой знак связывает не вещь и не название, а понятие и акустический образ. Языковыми знаками можно считать только значащие единицы: слово (лексему) и морфему.
Линг.конц.Б де Куртене
Его деятельность связана с Казанским, Тартуским, Варшавским, Краковским, Петербургским университетами. Наиболее известные труды: «Некоторые общие замечания об языковедении и языкознании» (1871), «Введение в языковедение»(1901) и ряд других.
Концепция:
Основным законом диахронии считал описание внутренней стороны языка, представляющей собой систему. Основу языковой системы составляют языковые элементы, между которыми наблюдаются разнообразные отношения => в языковой системе выделил 2 стороны:
Основное внимание Б.де Куртене сосредоточил на материальной стороне, он являлся основоположником современно теории единиц языка. Так, вместе с Крушевским, он ввёл в обиход понятие фонемы(единица языка, которая представляет собой обобщающий тип звука, выполняющий ряд функций) и морфемы(минимальная значимая часть слова).
Основными элементами языка называл: фонему, морфему, слово и предложение. Эта схема в отечественном языкознании стала традиционной.
Выделил 2 признака элементов языка:
70-е годы расцвет младограматистов. Считалось изучение языка в диахронии.
Куртене определил для лингвистов следующие задачи:
Занимался больше решением 1-й задачи установлением типологии причин языковой эволюции. Отмечал: стремление к удобству и разного рода экономии работы мускулов, нервных разветвлений и центральной? в результате такой экономии упрощается сложение звуков и звукосочетаний. ?
В диахронии он выделил синхронные срезы и определил, что язык изменялся не только в истории, но и в синхронии, и изменения языка в синхронии, он назвал хронологическим слоем.
Говорил о внешней и внутренней сторонах языка. Материал для внешней стороны языка совпадает в значительной степени с материалом для истории и истории литературы, а для внутренней стороны языка материалом служит сам язык как предмет исследования.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у кого не вызывает сомнения. Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности.
Проблема возникновения и развития языка, а также его роли в процессе становления человечества волновала все поколения философов, а на современном этапе философии мы можем говорить об интереснейших теориях в философии языка (Л. Витгенштейн, Э. Кассирер, К. Айдукевич).
Роль языка в формировании цивилизации и значение его для познавательной и созидающей деятельности человека и обусловила актуальной данной работы.
Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуника-ции и познания. Системность языка выражается в наличии в каждом язы-ке помимо словаря также синтаксиса и семантики. Природа и значе-ние языкового знака не могут быть поняты вне языковой системы.
Все языки могут быть разделены на естественные, искус-ственные и частично искусственные. Первые возника-ют спонтанно в процессе общения членов некоторой социальной группы (напр., этнические языки); вторые создаются людьми для специальных целей (напр., языки математики, логики, шифры и т. п.). Языки естественных и гуманитарных наук относятся к частич-но искусственным. Характерной особенностью искусственных язы-ков является однозначная определенность их словаря, правил обра-зования и значения. Эти языки генетически и функционально вто-ричны в отношении естественного языка; первые возникают на базе второго и могут функционировать только в связи с ним.
По вопросу об отношении языка к действительности имеются две противоположные точки зрения. Согласно первой из них язык есть продукт произвольной конвенции; в выборе его правил, как и в выборе правил игры, человек ничем не ограничен, в силу чего все языки, имеющие ясно определенную структуру, равноправны («прин-цип терпимости» Р. Карнапа). В соответствии со второй точкой зре-ния язык связан с действительностью и его анализ позволяет вскрыть некоторые общие факты о мире.
Конвенционалистская концепция языка принималась многими представителями философии неопозитивизма. Она основана на пре-увеличении сходства естественных языков с искусственными и на ошибочном истолковании ряда фактов, касающихся этих языков.
Мышление есть одна из форм отражения действительности. Язык, являющийся инструментом мышления, также связан своей смысло-вой стороной с действительностью и своеобразно отражает ее. Это проявляется в обусловленности развития языка развитием челове-ческого познания, в общественно-историческом генезисе языковых форм, в успешности практики, опирающейся на информацию, по-лучаемую с помощью языка.
Весьма распространенным является тезис о зависимости наших знаний о мире от используемого в процессе познания языка. К раз-личным формам этого тезиса ведут представления о языке как об одной из форм проявления «духа народа» (В. Гумбольдт) или реали-зации свойственной человеку способности символизации (Э. Кассирер), утверждение об искажении результатов непосредственного по-знания в процессе их выражения (А. Бергсон, Э. Гуссерль). Принцип неизбежной зависимости картины мира от выбора понятийного ап-парата вместе с положением об отсутствии ограничений в этом выборе составляет существо «радикального конвенционализма», при-нимавшегося К. Айдукевичем.
Положения о связи языка с мышлением и действительностью позволяют найти правильное решение вопроса о роли языка в по-знании. Язык есть необходимый инструмент отображения челове-ком действительности, оказывающий влияние на способ ее воспри-ятия и познания и совершенствующийся в процессе этого познания. Активная роль языка в познании состоит в том, что он влияет на уровень абстрактного мышления, на возможность и способ поста-новки вопросов относительно действительности и получения отве-тов на эти вопросы. Утверждение, что язык является активным фак-тором формирования нашей картины мира, не означает, однако, ни того, что язык «творит» эту картину, ни того, что он определяет принципиальные границы возможностей познания. Язык не только влияет на познание, но и сам формируется в процессе познания действительности как средство адекватного ее отображения.
Философы и логики неоднократно обращали внимание на ошиб-ки, проистекающие из неправильного употребления и несовершен-ства естественного языка, и призывали к осторожности в пользова-нии им. Наиболее радикальные из них требовали создания некото-рого «совершенного» языка (Г. Лейбниц, Б. Рассел). Современная лингвистическая философия положению, что язык должен быть предметом философского исследования, придала форму утвержде-ния, что язык является единственным или во всяком случае наибо-лее важным предметом такого исследования. Философия оказалась при этом сведенной к «критике языка», задача которой состоит в том, чтобы туманные и запутанные мысли делать ясными и четко друг от друга отграниченными. В рамках лингвистической филосо-фии сложились два направления: одно из них ставит своей целью логическое усовершенствование естественного языка и замену от-дельных его фрагментов специально сконструированными языками (реконструкционизм); второе уделяет основное внимание исследо-ванию способов функционирования естественного языка, пытается дать наиболее полное описание его свойств и устранить тем самым затруднения, связанные с неправильным его употреблением (дескрипционизм).
Анализ языка не является, однако, единственной задачей фило-софии и не может быть сведен к прояснению его логической струк-туры. Язык связан с мышлением и действительностью и не может быть понят вне этой связи. Он должен рассматриваться в контексте целого ряда проблем, связанных с познанием и общением; важна не только логическая, но и гносеологическая и социальная проблема-тика языка.
1. Природа языка.
а) Натуралистический (биологический) подход к языку
б) Психический подход к языку
в) Язык - явление социальное
г) Язык как система знаков
Функции языка.
Язык и речь
Язык и мышление.
Выявление природы языка является одной из проблем языкознания. Выявить природу языка - это значит определить к каким явлениям он относится: биологическим, психическим, общественным (социальным). Существует много ответов на этот вопрос.
а) Натуралистический (биологический) подход к языку
Некоторые ученые считали язык явлением биологическим, то есть они поставили его в один ряд с такими явлениями жизни человека как способность есть, пить, ходить и т.д. Эта точка зрения возникла в середине XIX века под влиянием развития естественных наук, получалось так, что язык заложен якобы в самом биологическом существе человека и может передаваться по наследству.
Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Наиболее отчетливо натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как " Теория Дарвина и наука о языке"1863, " Значение языка для естественной истории человека" 1865. В работе "Теория Дарвина и наука о языке" Шлейхер прямо указывал, что "законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере, в главных чертах своих и к организмам языков". Наиболее ярко влияние теории Дарвина проявляется в перенесении Шлейхером положения о борьбе за существование в растительном и животном мире на язык. Шлейхер убежден, что в настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени. Он переносит на языки установленный Дарвином закон изменчивости видов. По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.
Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. В этой связи Шлейхер заявляет: "Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных". Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки всё более и более отдаляются от достигнутой наивысшей ступени развития и их формы терпят ущерб.
При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления, в частности Шлейхера, применять к изучению языка точные методы естественных наук. Ошибочным в концепции Шлейхера и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей.
Также ошибочным является утверждение сторонников этой теории, что язык может передаваться по наследству. Например, если новорожденного ребенка поместить на необитаемом острове и если он там выживет, то он будет прекрасно бегать, лазать, но говорить не будет. Ведь ребенок начинает говорить не на языке родителей, а на языке окружающих его людей.
Однако, несмотря на ошибочный характер натуралистической концепции в языкознании, следует всегда учитывать тот факт, что сравнение языка с живым организмом способствовало утверждению системного взгляда на язык как на объект, обладающий собственной структурой.
б) Психический подход к языку
Другая известная точка зрения на природу и сущность языка - это то, что язык - явление психическое . Одним из виднейших представителей, который представлял психологическую точку зрения на язык был Гейман Штейнталь (1823-1899). Наиболее четко и последовательно психологическая концепция Штейнталя представлена в его работе "Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения". Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии. Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике. Логику Шлейхер вовсе исключал, утверждая, что "категории языка и логики не совместимы, также мало могут быть соотнесены друг с другом как понятие круга и красного". Таким образом, он категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё внимание Штейнталь сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык как явление психического порядка.
Языковеды, поддерживающие эту теорию, утверждали, что язык возникает как результат психики человека. Но в таком случае язык должен быть индивидуальным у каждого человека, как и индивидуальна психика каждого человека. Между тем этого никогда не бывает. Язык отдельного человека возникает и развивается только в коллективе под влиянием речи коллектива.
в) Язык - явление социальное
Наконец, существует точка зрения, что язык явление социальное.
Ф. Энгельс: «Язык также древен, как и сознание… Подобно сознанию, язык возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».
Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое.
Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Именно этой своей функцией он отличается от других общественных явлений - таких как, например, производство, техника, наука, мышление и др.
Датчанин Ельмслев в своей книге "Пролегомены к теории языка" дает исчерпывающую характеристику языку как явлению: "Язык человеческой речи - неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ. Язык неотделим от человека и следует за ним во всех его действиях. Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувства, настроения, желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредством которого человек влияет на людей, а другие влияют на него. Язык - первичная и самая необходимая основа человеческого общества. Но он также конечная необходимая опора человеческой личности, прибежище человека в часы одиночества, когда разум вступает в борьбу с жизнью и конфликт разрождается монологом поэта или мыслителя. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом. Это богатство памяти, унаследованное личностью и племенем. Язык настолько глубоко пустил корни в личность, семью, нацию, человечество и саму жизнь, что мы иногда не можем удержаться от вопроса, не является ли язык не просто отражением явлений, но их воплощением, тем семенем, из которого они выросли. В силу этих причин язык всегда привлекал внимание человека, ему удивлялись, его описывали в поэзии и науке".
г) Язык как система знаков
Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление.
Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:
1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.
2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.