Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Человек, как принято считать - существо социальное. Чтобы комфортно чувствовать себя в социуме, нужно знать, как правильно общаться с людьми. Сегодня мы поговорим о том, как стать социальным человеком и полностью реализовать себя через общение с другими людьми.

Как стать социально активным

Скорей всего, человек, который несколько лет находился в тени общества, не проявлял никакой социальной активности, в конце концов захочет проявить себя, но перед ним может встать вопрос, как стать социальным. И для этого есть небольшие советы, чтобы помочь человеку раскрыться.

  1. Не будьте консервативными: пользуйтесь современными гаджетами, следите за модными новинками - пускай в вашем гардеробе появится несколько трендовых вещей, читайте современные книги, ходите на премьеры в кино. Одним словом, будьте на волне с современным обществом.
  2. Не бойтесь заводить знакомства, ведь социальная активность возможна только среди людей. Знакомиться можно как и в социальных сетях, так и в реале. Найдите в интернете социальные группы, которые вам интересны, вступите в них, ведите активные диалоги с участниками. Сейчас знакомства через интернет совершенно обычное и естественное явление. Вас может объединить с кем-либо движение за спасение природы или какие-нибудь благотворительные мероприятия. Узнайте, где можно поучаствовать в таких благотворительных акциях. Как правило, там встречаются открытые и добродушные люди.
  3. Если вы хотите занимать активную социальную позицию, то участвуйте в жизни своего города, страны. Ходите на выборы, поддерживайте социальные акции в вашем городе. Помогайте бездомным животным, ведь можно стать волонтером в приюте вашего города. Это вполне подходящее занятие, чтобы стать социальным человеком.

Как правильно общаться

Чтобы стать приятным собеседником, нужно научиться слушать своего оппонента. Обычно люди больше любят говорить о себе, нежели слушать другого. Поэтому будьте внимательны при разговоре, не перебивайте и старайтесь не переспрашивать вашего собеседника. Будьте доброжелательным и вежливым, а также придерживайтесь основных правил:

Знание, как вести грамотный диалог и быть хорошим собеседником, поможет вам успешно устанавливать коммуникацию с обществом.

Если вы всерьез решили поработать над собой, то вам может быть интересен раздел на нашем сайте.

Отовсюду мы слышим такое понятие, как социальная активность. В школе мы должны быть активными, дома должны проявлять инициативу, на работе социальная активность приветствуется, да и проявление своего гражданского долгапо отношению к обществу никто не отменял.Так что же значит быть социально активным?

Давайте разберемся, социальная активность – это участие во всех общественных процессах. Будь то митинги, концерты, заседания и какие-либо скучные встречи собственников или участников чего-либо. На первый взгляд они не обещают ничего заманчивого, но к участию и проведению подобных мероприятий мы должны быть готовы. Сразу напрашивается вопрос, а зачем? Ответ будет таким же простым, как и вопрос. Потому, что мы все являемся частью общества. Игнорировать проводимые досуговые или информационные мероприятия очень глупо. Конечно сейчас полно отговорок, мол, и без меня разберутся, и от меня ничего не зависит. Но так ли это на самом деле? Цивилизованное общество, конечно, разберется, но наша цель стать частью этого общества, не пользоваться только благами потребления. Неужели вам не хотелось быть частью чего-тобольшого и прекрасного. Так почему не начать сегодня? Защищать свои права, права потребителя, отставить свою точку зрения.

Страх показаться не таким, как все. В театр ходит только определенный круг лиц, на собраниях выступают только умные, голосовать ходят те, кто разбирается в политике, а я ничего не умею, — скажете вы и останетесь дома. А если разобраться, то ведь по сути просто не хочу уметь, потому, что боюсь. Освободитесь от внутренних страхов и детских комплексов. Быть частью социальной жизни общества прекрасно, откройте для себя новый мир красок и новых знаний. Ежедневно для наших благ придумываются и разрабатываются новые методы и подходы к работе. Умные мира сего издают книги о том, как перестать себя мучить. Может сегодня тот день, когда пора выйти на улицу? Двери открыты для всех, не бойтесь показаться другим, все люди разные и, преодолев ваш страх, вы поймете, что каждый думает о себе, и по большому счету на вас не обращают внимания. На сайте сайт очень много полезных статей для всех тех, кто хочет узнать для себя что-то нового. Много статей, где говорится о защите прав потребителей.Ведь не каждый знает, что нужно делать и куда обращаться, если случилась какая-то беда.

фото blog.1and1.com

Также это касается наболевшей темы выборов, обычно фразу «Они и без меня решат» привычнее слышать от населения пожилого, которым уже не хочется вникать в сложные политические моменты и следить за нововведениями и обещаниями партий.И, между прочим, очередь из бабушек и дедушек создается еще до открытия участков! А все потому, что они не привыкли пускать все на самотек, они знают, что без них не решат! А молодежь, должна быть в этом плане менее скована, кому, если не молодым брать бразды правления в свои крепкие руки! Разумеется, принцип «меня не трогают и ладно» — не должен вообще появляться. Неужели все можно оставить так? Конечно, нет, пора срочно встать с дивана и начать действовать и приносить пользу миру и в первую очередь конечно себе.

Последствия игнорирования социальной жизни могут быть просто ужасны! Здоровье, как эмоциональное так и физическое. Эмоциональное заключается в постоянном информационном голоде, что очень опасно даже если вы его привыкли не замечать. Физическое, не двигаясь вы начинаете болеть и стареть.Постоянное чувство апатии, усталости преследует вас по жизни, до тех пор, пока вы окончательно не покроетесь уютным «мхом». Вы просто стоите на месте и не развиваетесь.

ВЫВОД. Не стоит бояться нового, за страшным понятием «социальная активность», если разобраться скрывается ваш шанс на самореализацию, познание мира и самосовершенствование. Сняв панцирь безразличия, вы легко сможете найти новых друзей, завести полезные знакомства и возможно встретить вторую половинку.

Социально быть активным —

Значит, мыслить позитивно,

Песни петь, митинговать!

Счастьем дом свой наполнять

И с друзьями зажигать!

Если думать что все плохо,

И без нас вполне логично

Справятся вполне прилично —

Апатично и уныло

Жизнь течет без позитива.

Нужно утром встать с улыбкой,

И вздохнувши полной грудью

Сделать жизнь свою красивой,

И украсить жизнь чужую!

фото curatti.com

Related posts:

Как развеселить себя, если скучно за компом

Чем заняться, чтобы заработать денег

Что такое испытательный срок и с чем его едят

Пять стрессовых ситуация на работе: причины и следствия

Социальная активность является важным фактором развития психологического и эмоционального развития человека. Необходимость отстаивать свои моральные, культурные и идеологические ценности пробуждает в человеке потребность изменять или поддерживать состояние социальной среды, в которой он находится. Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.

Социальная активность личности развивается под влиянием всех общественных факторов, влияющих на человека. Главным фактором социальной активности является реализация индивидуумом его знаний и умений на благо общественным интересам, каким он видит это благо со своей точки зрения. Она рассматривается только совместно с каким-либо видом фактической деятельности человека.

Психология рассматривает понятие социальной активности как совокупность направленной деятельности человека и его социально-психологических качеств. Деятельность определяется как способ существования социального субъекта – т.е. способ взаимодействия отдельной личности и общества в целом. На социальную активность влияют такие внутренние факторы человека, как психологические и генетические особенности, культурный уровень, сознательность, характер, система ценностей и индивидуальные потребности.

Социальная активность как рычаг прогресса и общественных перемен

Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, социум. Социальная активность также определяется как способность человека совершать значительные преобразования в общественной жизни с помощью своего поведения, общения, творчества. Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды.

С точки зрения социологии, социальная активность не является произвольным явлением, а возникает вследствие исторической необходимости и направлена по создание новых общественных форм и условий. Социальная активность может нести в себе настроения протеста и вызывать социальную нестабильность. С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития.

Владимирский институт повышения квалификации работников образования

Г. Владимир

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕК A КАК СУЩНОСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ключевые слова: социальная активность, воспитание, молодежь, условия развития социальной активности, социальная компетентность.

Key words: social activity, upbringing, young people, condition development social activity, social competence.

Результаты международных исследований PISA актуализировали внимание современного российского общества на необходимости в образованных, конкурентоспособных, отличающиеся конструктивным мышлением молодых людях, которые могут самостоятельно принимать решения, находить и внедрять новое, преодолевать трудности.

Сегодня качественная подготовка специалиста немыслима без воспитания развитой личности молодого человека с широкой эрудицией, высшим профессиональным образованием , обладающим социальной активностью и качествами гражданина России, высокой общей культурой российского интеллигента.

Исторически сложилось так, что в нашем государстве еще 15 лет назад существовала система социального воспитания, обеспечивающая поддержку и сопровождение молодого человека в процессе его социального становления фактически до момента его полноценного социального и личностного самоопределения. В условиях современного воспитания единственным инструментом взаимодействия молодого человека и общества становится инициатива самих молодых людей, которые посредством ее реализации могут достигать собственных целей, удовлетворения персональных потребностей.

Поэтому основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода. Современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетентностей.

В рамках этого подхода, мы поддерживаем позицию, что социальная активность является одной из характеристик социальной компетентности, с которой связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющихся социуме (обществе) и экономических ситуациях.

Что такое социальная компетентность?

В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный -- межличностный; компетенция, от лат. competere, - встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям». Обладая сформированным уровнем социальной компетентности, молодые люди готовы участвовать в совместном принятии решений, брать ответственность на себя и самостоятельно принимать решения, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании общественных институтов.

Социальную компетентность можно рассматривать и как меру личной зрелости, то есть отсутствие противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений и включать эти знания в схему регуляции собственного поведения .

Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания , социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях). В качестве необходимого условия достижения более высокого уровня социальной компетентности личности является развитие социальной активности.

Что такое социальная активность?

Понятие «социальная активность» встречается у представителей разных наук. В настоящее время в педагогической науке это понятие рассматривают с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания.

развитие социальной активности личности рассматривает, как «многогранный процесс очеловечивания человека», включающий в себя непосредственное вхождение индивида в социальную среду и предполагаемое социальное познание, а также социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира.

«В идеале, - отмечает, - социально активный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако мы видим, что чаще всего молодые люди, фактически растворившихся в социуме, не готовы и не способны к той активности, которая нужна для противостояния среде и воздействия на нее. Насколько это противоречие будет велико, связано во многом с тем типом общества, в котором развивается человек, с тем типом воспитания – характерным, как для общества в целом, так и свойственным отдельным учебным заведениям» .

и считают, что социальная активность молодых людей это составная часть воспитания. При этом под воспитанием понимается объективно закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого - образование, обучение и развитие - включены в определенную систему отношений.

Сейчас в педагогике наметился новый подход к пониманию активности с точки зрения ее субъектности. Суть его сводится к тому, что личность рассматривается как носитель индивидуального, субъектного опыта, стремящегося к раскрытию собственного потенциала, и нужно только помочь ей, предоставив соответствующие педагогические условия раскрыть этот потенциал.

трактует социальную активность в субъектно-деятельностном подходе и понятие «субъект» рассматривается в двух значениях: как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовывать себя как творца, организатора, распределителя собственной жизни. В свою очередь среда, организованный процесс со своими отношениями, нормами, знаниями становятся внешними регуляторами по отношению к внутренним психическим регуляторам жизнедеятельности человека .

Это позволяет нам субъектность молодого человека рассматривать в нескольких плоскостях.

Во-первых, в плоскости саморазвития: субъектность обеспечивает основу развития личности, индивидуальности, универсальности человека; без нее сам процесс саморазвития утрачивает свою целостность.

Во-вторых, в плоскости воспитательно-образовательного процесса: субъектные характеристики студента обеспечивают активность, творческость, обеспечивают сотрудничество между преподавателем и молодым человеком.

· наличии педагогической поддержки, коррекции самовосприятия;

· преодоления и профилактики личных комплексов;

· включения молодых людей в социально направленную деятельность с учетом индивидуальных потребностей и возможностей;

· обязательная интеграция деятельности участников в воспитательном пространстве учреждения.

В - третьих, наличие творческой среды для самореализации. Мы считаем, что в результате самореализации молодого человека в общественно-значимой и творческой деятельности, он приобретает и овладевает актуальными социально-психологическими навыками, раскрывает и воплощает практически субъективные качества собственной личности, овладевает методами рефлексии, анализа и организации обратной связи с внешним миром. Именно в самореализации молодые люди приобретают опыт самопроявления, самовыражения в виде активных действий в реализации проектов и начинаний.

В - четвертых, наличие ситуации эмоционального переживания, например, переживание успеха - неуспе­ха, которое имеет ряд особенностей. Достигнутый успех или неудача, пе­реживаемые коллективом, обладают способностью создавать за­пас активности человека для последующей деятельности. Ярким примером такого эмоционального состояния может являться яркое эмоциональное событие (фестиваль, сборы, школьные праздники и др.), которое объединяет усилия всех участников воспитательного взаимодействия и отличает постоянный поиск, обновление, упорная борьба за победу.

Потребность в новых впечатлениях, в том числе эмоциональ­ных, - одна из важнейших потребностей человека. Она несет в себе изначальную силу, стимулирующую психическое развитие человека, растущую вместе с ним, являющуюся базой для разви­тия других его социальных потребностей. Не нужно считать, что потребность в новых впечатлениях - приобретение только ран­него детского возраста, она продолжает играть свою роль в раз­витии и становлении подростка, юноши и взрослого человека.

В работе с коллективом молодежи ситуация новизны приобре­тает особое значение. Ее воздействие на эмоциональные состоя­ния коллектива отличается от воздействия на состояния отдель­ного человека. Во-первых, не всё, что производит впечатление новизны на одних, может производить такое же впечатление на других. Во-вторых, в коллективе эффект воздействия новой си­туации может усиливаться или ослабляться из-за особенностей коллективного восприятия и действия законов взаимовлияния человека на человека. При неожиданности воздействия может возникнуть специфическая переходная эмоциональная ситуация, которая тут же, в зависимости от содержания информации, может вызвать состояние позитивного или негативного характера, а может и ос­тавить человека безразличным к ее воздействию. Внезапность возникновения достаточно значимой ситуации сильно воздей­ствует на активизацию поведения людей при выборе тех или иных действий, на принятие необходимого решения. Например, реализация патриотической акции «Наказ ветеранов – молодому поколению», наполненная новым содержанием и формами деятельности, может привлечь внимание очень большего количества молодых людей, которые станут активно в ней участвовать.

Анализ имеющихся теоретиче­ских подходов к проблеме развития социальной активности в педагогике, позволил нам определить собственный взгляд на данную категорию. Развитие социальной активности личности, на наш взгляд, представляет собой целостный процесс (психобиологический, социальный и педагогический) активного взаимодействия личности с окружающей средой, приспособления индивида к успешному функционирова­нию в ней, активного освоения окружаю­щего пространства с целью жизненного, профессионального, социального само­развития личности.

Социальная активность молодых людей рассматривается нами и как процесс освоения разнообразных со­циальных ролей, в том числе и профес­сиональных, и как овладение человеком систе­мой знаний, умений и навыков, обретение ими норм и ценностей, личност­ных качеств и опыта эмоционально-цен­ностных отношений.

Умение молодого человека быть активным в обществе, а это значит свободно выражать свои знания, мнение и желания; быть готовым выслушивать критику и спорить с другими; способным слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе; быстро адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации и т. д., говорит о его социальной компетентности.

Список источников:

1. Дурова, социально-экономической активности детей в деятельности детских организаций.: Дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 1995.

2. Караковский, В. А., Селиванова? Воспитание... Воспитание!.. - М.: «Новая школа», 19с.

3. Кульневич, С. В., Лакоцепина, работа в средней школе : от коллективизма к взаимодействию. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2000.

4. Мудрик, педагогика. - М.: Академия, 20с.

5. Смолеусова компетентность – электронная статья, 2009

6. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. Проф. . Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Агенство «Издательский сервис», 2004. – 480 с.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Понятие социальной активности и его сущность

1.1.1 Социальная активность личности в научной литературе

Рассмотрим сущность понятия «социальная активность личности», её основные характеристики, опишем пути её развития. При этом следует выявить генезис цепочки понятий («активность» - «активность личности» - «социальная активность») в совокупности с взаимосвязанными с ними понятиями.

«Активность» – сложное, обобщённое понятие, используемое для характеристики отражения на уровне живых организмов. Активность и её особенности выступают в качестве конституирующего признака отражения. Так, М.С. Каган рассматривает активность как форму «…внутренне детерминированного движения живой материи…» . В своих работах В.С. Тюхтин отмечает, что «с активностью живое связывают такие способности, как способность к самосохранению, приспособлению, саморегулированию, самовоспроизведению и развитию в процессе взаимодействия организмов с живой средой» . В свою очередь, Н.А. Берштейн на основе изучения движений живых организмов разработал концепцию «физиологии активности», согласно которой активность рассматривается как существенное свойство живого организма, определяющее его поведение .

Физиология активности явилась принципиально новым шагом в развитии не только нейрофизиологии и психологии, но и биологии, переходом от рассмотрения организма как реактивной системы к его рассмотрению как активной системы. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определённой цели требует преодоления сопротивления среды. Но это преодоление организм отпускает энергию до тех пор, пока он не восторжествует над средой либо погибнет в борьбе с ней . Как философская категория, активность отражает «способность объектов живой и неживой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному или сознательному взаимодействие со средой, изменению и преобразовании себя и среды, а также интенсивность этого процесса, его меру» . В трактовке С.Л. Рубинштейна, человек сознательно преобразует мир, а сознание проявляется и формируется в деятельности. В сознательной деятельности человека проявляется его активность. Как побудительную силу человеческой деятельности, С.Л. Рубинштейн выделяет мотив . Детерминирующие деятельность мотивы, определяемые потребностями, выступают источником активности личности, обеспечивая ей определенную направленность. Мотивы, в свою очередь, интегрируются в разнообразные отношения. Содержание отношений наиболее полно отражается в личностных смыслах, под которыми понимается «…индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение» .

В специально проведенных исследованиях были выделены параметры для оценки динамических проявлений активности. Например, В.М. Русалов выделяет три параметра активности:

1) скоростной;

2) эргический (стремление к напряжённой умственной работе);

3) вариационный (внутренняя тенденция к разнообразию поведения).

В психологии выделяют такие виды активности, как общую и поисковую .

Общая активность является чертой проявления темперамента. Одни люди могут быть пассивными, инертными по своей природе. Следовательно, им необходимо приложить существенные усилия, чтобы стать активными и инициативными в той или иной деятельности. Другим же, активным и стремительным, необходимо определить, в каком направлении действовать, чтобы их энергия и энтузиазм помогли им в достижении поставленных целей.

Под поисковой активностью понимается поведение, направленное на изменение существующей ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковая активность – обязательный компонент многих типов поведения. Например, проявление поисковой активности – важная составная часть процесса планирования, прогнозирования результатов самообразовательной деятельности.

В педагогике активность раскрывается как важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т.п.

В своей работе мы придерживаемся позиции В.И. Андреева, М.Г. Гарунова, О.Г. Сущенко, Г.И. Щукиной, которые при рассмотрении понятия «активность» акцентируют внимание на её деятельностном аспекте, утверждая, что активность побуждается предметом деятельности, а сама деятельность, таким образом, выступает в качестве мотива активности .

Так, Г.И. Щукина показала диалектику двух основных подходов в педагогике рассматриваемого понятия: «активность» рассматривается как синоним деятельности или качества деятельности личности. По её мнению, если деятельность представляет собой единство субъект-субъектных свойств, то активность – принадлежность человека, и в большей мере – субъекта деятельности. Активность, таким образом, выражает не саму деятельность, а её уровень и характер. Как принадлежность деятеля, она влияет и на процесс целеполагания, и на создание мотивации, и на выбор способов деятельности .

Смысл прогресса – в превращении каждого человека в личность, в «активного деятеля», необходимого другим. В благоприятных условиях у здорового индивида развиваются три вида активности: физическая (биологическая), психическая и социальная активность, которые можно трактовать через призму потребностей личности .

Физическая активность – естественная потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Она является предпосылкой психического развития в онтогенезе.

Психическая активность – это потребность индивида в познании, с одной стороны, окружающей действительности, в том числе общественных отношений, а с другой – в познании индивидом самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию – форму умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных действий.

Социальная активность – потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием. Подлинно социальная активность состоит в направленности на изменение обстоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и других. Условием для развития социальной активности выступает комплекс всех факторов, воздействующих на человека.

Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность именно в силу его социальной природы. Социальная активность личности не только детерминирована ее психической активностью, но, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие психической и физической активности. Социальная активность личности базируется на трёх основаниях: мировоззрение – долженствование – воля.

В философской, социологической, психологической литературе социальная активность личности определяется по-разному: как своеобразная мера деятельности в обществе; мера направленности деятельности; сама деятельность; совокупная способность субъекта к многообразию деятельных отношений с объективной действительностью . Высказывается мнение, что «… социальная активность в ее общесоциологическом понимании – атрибут социального субъекта, субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств, свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия…» . Существуют и иные, более узкие трактовки, сводящие социальную активность к черте личности, элементу, компоненту ее структуры.

Как следует из анализа литературы, единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности у ученых нет. Бесспорным является то, что сущность социальной активности не может быть определена вне рассмотрения отношения активности и деятельности.

Существуют различные мнения исследователей по поводу соотношения этих понятий, которые можно разделить на следующие группы:

  • социальная активность отождествляется с деятельностью;
  • категория «социальная активность» шире категории «деятельность»;
  • категория «социальная активность» уже категории «деятельность».

На наш взгляд, социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта, т.е. эти категории соотносятся как целое к части. Подобный подход характерен для С.А. Потаповой, которая определяет социальную активность как «…социально-психологическую, ценностную, профессиональную установку субъекта, реализуемую в его деятельности…» .

Значимым фактором в определении социальной активности является то, что не всякая деятельность является выражением и показателем социальной активности, а лишь деятельность, имеющая определенные качественные и количественные характеристики в их взаимосвязи. Для того чтобы деятельность можно было считать активной, она должна обладать свойством самостоятельности. Это означает, что деятельность не должна быть навязана извне, а быть внутренне необходимой человеку, порождаться его потребностями. Потребности являются внутренним источником активности. Кроме того, чтобы охарактеризовать субъект как социально активный, он должен осознавать и сознательно реализовывать свои потребности.

Важным является методологический вывод В.Г. Мордковича, согласно которому активность является существенным признаком субъекта, ибо «без активности нет субъекта». Это связано с тем, что при осуществлении навязанной ему деятельности человек должен быть охарактеризован как «носитель деятельности», т.е. объект, выполняющий чужую волю и не имеющий при этом в ней собственной потребности. Выполнение такой деятельности можно охарактеризовать категорией «социальная пассивность», которая является обратной категории «социальная активность» . Следует отметить, что движущим фактором социальной активности являются не все потребности, а лишь те из них, удовлетворение которых имеет социальное значение, затрагивает общественные интересы. Структура и виды социальной активности будут различными для каждого вида деятельности субъекта, т.е. социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные