Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Обустройство крыши - комплексное мероприятие, которое включает в себя не только монтаж кровельной и водосточной системы. Большинство домов спроектированы с учетом необходимого выпуска кровли со всех сторон относительно фасада задания. Такая технология служит дополнительной защитой стен и фундамента от дождя и других атмосферных явлений. А раз есть такой свес, значит его необходимо декоративно обустроить, чтобы уберечь стропила и обрешетку от попадания влаги и придать дому завершенный внешний вид. Как выполняется подшивка свесов крыши, какие материалы и комплектующие можно использовать - разъясним ниже.

Карнизный и фронтонный свесы и их назначение

В зависимости от формы крыши у дома могут быть реализованы выпуски кровли как в карнизной области (вальмовая и шатровая конструкция), так и со стороны фронтона (щипцовые крыши).

Карнизный свес образован стропильной системой, выступающей относительно стен дома на определенное расстояние. Его значение определяется проектом или может быть задано по желанию застройщика. При наличии дополнительных вертикальных опор карнизный выпуск может выполнять функции навеса над крыльцом или небольшой веранды.

Фронтонный свес выполняется с торцевой (боковой) стороны здания. Его оптимальная ширина 60-70 см, минимальная - 30, максимальная не более 100 см. Несущей для выпуска является кровельная обрешетка, поэтому не рекомендуется делать его слишком широким.


Варианты выноса крыши: слева - карнизный, справа - фронтонный

И в том и другом случае свесы служат не только декоративным финишным элементом отделки дома, но и оберегает стены, цоколь и фундамент здания от чрезмерного намокания. Этот момент особенно важен при использовании в качестве фасадного материала штукатурки, которая более прихотлива к влаге. Поэтому подшивать фронтоны и карнизы под крышей обязательно. В противном случае выступающая часть кровельного "пирога" становится уязвима к дождю и ветру. Открытая деревянная конструкция и теплоизоляция могут прийти в негодность. Сильные порывы ветра в незащищенном месте могут ослабить крепеж кровли или вовсе сорвать материал. Правильная отделка выступающей части крыши не требует дальнейшего обслуживания в течение длительного периода эксплуатации.

Виды карнизной подшивки

В соответствии с архитектурными предпочтениями застройщика устройство кровельной подшивки по карнизу можно исполнить двумя способами.

  1. Вдоль стропильной системы (без короба)
  2. Перпендикулярно стене дома.

В первом случае стропильные ноги, выходящие за пределы стен, изнутри подбиваются обрешеткой для дальнейшего оформления свеса доской или софитами. Таким образом он смотрится более эстетично благодаря естественному продолжению крыши.

Вариант подшива по стропилам

Но такой способ не всегда удобен, т.к. большинство специализированных отделочных материалов и комплектующих изготовлены для горизонтального варианта отделки, где свес крыши и стена расположены перпендикулярно (под углом 90 градусов) друг другу. Для этого монтируется специальный короб, на который в дальнейшем набивается отделочный материал.


Выпуск крыши с коробом

На фото слева карнизный короб завершается на одном уровне со стеной, а справа продолжается до фронтонного выступа.

Материалы для отделки свесов

На строительном рынке элементы для декорирования свесов представлены в широком ассортименте. В качестве основного сырья для изготовления можно выделить металл, ПВХ (пластик/винил) и дерево. Во всем мире пользуются большой популярностью готовые софиты с необходимым набором аксессуаров для удобной и быстрой установки. Кроме простоты монтажа среди преимуществ такого материала можно выделить разнообразие цветового решения и долговечность.

Стальные элементы изготавливаются под заказ в виде панелей длиной от 0,5 до 8 метров. Также можно приобрести готовые изделия стандартных размеров: 2,4 и 3 метра (значения кратны ширине свеса 600 и 500 мм, соответственно).

По внешнему виду материал чаще всего имитирует натуральный брус или доску. Ширина панели зависит от профиля и варьируется в пределах 240-305 мм. Наиболее известны двойные и тройные софиты.


Виды металлических софитов: слева - двойной, справа тройной профиль

На изображении видно, что все элементы имеют перфорацию - небольшие отверстия, расположенные частично или по всей площади материала. Их назначение заключается в притоке воздуха через карниз в подкровельное пространство. Подробнее о естественной циркуляции воздуха под кровлей читайте в материале "Контробрешетка: зависимость от уклона и длины ската крыши" . Статья подробно описывает все основные моменты, указывает зависимость необходимой площади отверстий карнизного свеса от значения площади крыши.

Перфорированные софиты необходимы только при монтаже карниза. Отделка выпусков со стороны фронтона может быть выполнена изделиями без вентиляционных отверстий.

Известны несколько видов металлических софитов:

  • Медные;
  • Из оцинкованной стали с полимерным покрытием (о видах полимеров см. в );
  • Алюминиевые. Также возможно исполнение с цветным слоем.

Рекомендуемая толщина от 0,45 до 0,5 мм. Оцинкованные и алюминиевые материалы с лакокрасочным покрытием изготавливаются в широком ассортименте цветов каталога RAL и RR, а также с рисунком и текстурой под дерево, кирпич или камень.

Пластиковые софиты

Софиты из пластика наиболее популярны благодаря невысокой цене и легкости монтажа. По составу разделяются на два вида: виниловые (ПВХ - поливинилхлорид) и акриловые (усовершенствованные с применением специальных полимеров). В основном выпускаются длиной 3 м и шириной 0,305 м с тремя секциями.

По вентиляционным свойствам пластиковые панели различаются на:

  • Перфорированные (все 3 секции имеют отверстия);
  • С частичной перфорацией (отверстия только в центральной секции);
  • Сплошные (без перфорации).

Виды пластиковых софитов

Оформление свеса крыши профнастилом

Более экономичный вариант относительно изложенных выше. В качестве дополнительных элементов можно использовать аксессуары от металлического софита. Наиболее привлекательно смотрится профиль C-8 (или 10) или обыкновенный цветной плоский лист. Высокий профлист (20, 21 и т.д.) в данном случае не подойдет. Минусом такого варианта является отсутствие вентиляционных сечений, поэтому придется устанавливать дополнительные приточные решетки.


Вентиляционные решетки в подшивке

Также, в отличие от готовых панелей, крепления на металлическом листе будут заметны. Между собой их лучше соединять саморезами с пресс шайбой в цвет профнастила, либо короткими кровельными саморезами (4,8х19 мм).

Деревянная подшивка

Здесь в качестве материала используются влагостойкие породы дерева: самые популярные и доступные - лиственница и осина. В установке не должно возникнуть особых трудностей. Единственное, нужно понимать - природные ресурсы имеют свойство со временем изменять геометрические размеры, что может сказаться на внешнем виде обустраиваемого объекта. Правило распространяется на ОСП и влагостойкую фанеру.

Открытые стропила

Многие предпочитают вовсе не использовать никаких дополнительных материалов. В местах выноса крыши прибивается сплошная обрешетка, она же будет скрывать кровлю от посторонних глаз. Стропила ровно подрезают и при необходимости обрабатывают декоративным влагостойким лаком или краской.

Оформление свеса без дополнительных материалов

Для реализации такого способа нужно сделать правильную обрешетку на этапе возведения крыши.

Инструкция по монтажу софитов. Два способа + видео

Перед началом работ необходимо ознакомиться с комплектующими для софитов. Некоторые доборные элементы используются при монтаже сайдинга. Например, внешний угол или завершающий (финишный) профиль. Обычно размер угла 50х50 мм, длина элементов 3 м.


Внешний угол и финишный профиль

Также есть специализированные аксессуары для устройства софитов: для торцевой отделки используется J-фаска ("джэй" или "джи"), а для крепления панели в углу стены предназначен J-профиль.


J-фаска и J-профиль

В зависимости от предпочтений и условий технология устройства торцов может быть выполнена тремя комбинациями.

В первом варианте используем комбинированную J-фаску и финишный профиль.


1-ый способ: отделка торца при помощи j-фаски

Необходимо принять во внимание, что джэй-фаска обычно выпускается шириной 200 мм. Этого значения должно быть достаточно. В противном случае нужно воспользоваться способами, приведенными ниже. Если ширина торца меньше, отрезаем от планки лишнюю часть и заводим ее в изначально установленную завершающую планку.

Если торец слишком широкий, можно воспользоваться альтернативным вариантом с применение внешнего угла. А на вертикальную область также установить софит.


2-ой вариант с использованием внешнего угла

И, наконец, еще одна комбинация, в которой наружный угол заменяем J-профилем. Способ самый экономически выгодный, т.к. джэй-планка раза в 4 ниже стоимости угла.


3-ий вариант: монтаж с J-профилем

Для угловых соединений софитов между собой можно использовать H-профиль, либо два джэй-профиля.


Угловые соединения софитов

1. Монтаж горизонтального выпуска крыши с использованием короба

Поэтапно рассмотрим установку софитов при выносе, расположенном перпендикулярно стене. Для этого нужно подготовить специальный короб, который будет опорой для всей конструкции подшивки. Закрепляем к стене брусок таким образом, чтобы его край был на одном уровне с нижней точкой стропилы.


Схема монтажа короба

Далее прибиваем к торцу стропил лобовую доску или несколько в зависимости от ширины. Измеряем расстояние от стены до лобовой доски: именно таких размеров нужно нарезать софиты. Производим подшив согласно изложенным выше инструкциям.


2. Подшивка свеса без короба

Для оформления крыши пластиковыми элементами понадобятся следующие инструменты : уровень , карандаш , рулетка , уголок , шуруповёрт , нож , молоток , ножовка и шнур .

Пошаговый пример подшивки сайдингом или софитом. Работа осуществляется с внутренней стороны стропил, без устройства короба. Применяемые материалы : сайдинг и софит с центральной перфорацией и белого цвета , угол наружный , J-профиль, саморез с пресс шайбой 4,2*16 оцинкованный острый (по дереву) , гвозди , доска обрезная 25 *120 мм.

Перед монтажом убедитесь, что стропильные бруски подрезаны на одинаковом расстоянии и параллельно плоскости стены дома.

Для начала по низу от первой и до последней стропильной ноги натягиваем шнур. Это нам покажет, на каком уровне лучше установить лобовую доску. В данном случае ширина составила две доски с небольшим зазором. Фиксируем их гвоздями к торцам стропил. Теперь необходимо установить угол наружный для дальнейшего монтажа сайдинга. Планку фиксируем саморезами с пресс шайбой. Правильность установки легче контролировать натянутым шнуром. Комбинированная фаска в данном варианте не подходит, т.к. рассчитана на монтаж софита под 90 градусов относительно торца.


Установка наружного угла для сайдинга и софита

Когда уголок установлен, можно заняться монтажом панелей сайдинга на торец. Нарезаем его нужной длины. Как правило, длина равна ширине среза стропилы. Лучше подготавливать по две или три штуки, так как размеры могут незначительно отличаться. При вертикальной установке соблюдаем фиксацию на замок. Так же каждую панели крепим саморезами. Нижняя часть будет "входить" в угол, а верхнюю можно завести под карнизную планку или установить завершающий профиль.


С торцевой части стропильной системы крепим панели сайдинга

Для оформления нижнего свеса лучше использовать софиты (в данном случае тройные с центральной перфорацией). Устанавливается он аналогично сайдингу. Один конец вставляется в наружный угол, а второй в J-профиль. Между собой панели защёлкиваются при помощи замкового соединения. К обрешётке крепятся саморезами ПШ. Обрезать панели удобно при помощи обычных ножниц по металлу или ножовки по дереву.

Софит со стороны карнизного свеса

Устройство торцов крыши

Подшив со стороны фронтона в отличие от карниза осуществляется под прямым углом к стене дома. Поэтому монтаж торцов можно производить при помощи J-фаски или внешнего угла. Какой вариант выбрать - решает застройщик. Иногда таким элементом может оказаться кровельная ветровая планка при условии, что ширины нижней полки будет достаточно.


Ветровая планка и фаска с торца дома

Видеоинструкция

Для наглядности и учетом всех тонкостей устройства пластиковых софитов предлагаем посмотреть видео. В материале лаконично изложены моменты по монтажу подшивки свесов крыши и установки панелей от компании VOX.

Работы по возведению кровельной конструкции своими руками почти завершены, и меня ждет последний этап – подшивка свесов крыши моего дома. Зачем нужна обшивка? Какие материалы используются для подшивки кровли? Как выполнить эти работы своими руками? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить.

Подшивка свесов крыши

Зачем подшивают карнизные свесы

Карнизные свесы – это те части крыши, которые выступают за стену дома. Основная их функция заключается в защите стен и фундамента дома от разрушительного воздействия снега и дождя. Размеры карниза подбираются для каждого дома индивидуально и колеблются в пределах 40 – 130 сантиметров. На размер карнизного свеса влияют: высота стен дома и наличие или отсутствие системы водостока. При строительстве некоторых домов (например, дома в альпийском стиле, которые часто имеют деревянные стены) делают карнизные свесы большого размера для защиты стен.
Многие думают, что карнизы обшивают только для придания дому привлекательного внешнего вида, но это не совсем так. Подшивка кровли – это не только декоративное оформление карнизного свеса, но и защита элементов крыши дома от агрессивного воздействия внешней среды.

Совет. По правилам строительства подшивка кровли не является обязательной, но ее наличие существенно продлит срок службы крыши дома, поэтому я настоятельно рекомендую подшивать свесы кровли.

Эти работы не отличаются своей сложностью и их можно выполнить своими руками, но сначала я должен определиться с материалом, который буду использовать.

Карнизный свес крыши

Вентиляция крыши дома

Перед выбором материала нужно затронуть такую тему, как вентиляция карнизного свеса, поскольку способы ее обеспечения будут рассматриваться для каждого материала, используемого при подшивке кровли, отдельно. Так зачем нужна вентиляция крыши? Она обеспечивает циркуляцию воздуха, необходимую для предотвращения порчи деревянных элементов несущей конструкции кровли. Всем известно, что теплый воздух всегда поднимается вверх. Если не обеспечить его беспрепятственную циркуляцию под крышей дома, то будет образовываться конденсат, который, стекая на утеплитель, приведет его в негодность.

Схема вентиляции мансардной крыши

Совет. Чтобы под кровлей не образовывался конденсат, обшивка должна иметь вентиляционные отверстия для поступления свежего воздуха. На коньке также нужно предусмотреть специальные продухи, через которые воздух будет покидать подкровельное пространство. Именно по этой причине в процессе подшивки кровли своими руками я настоятельно рекомендую не использовать герметики для обработки карнизных свесов дома.

Выбор материала для подшивки кровли

Для этих целей используются различные материалы, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Необходимо ознакомиться с ними, а потом уже делать свой выбор и приступать к подшивке кровли своими руками.

Подшивка кровли вагонкой

Используемые материалы:

  • Профнастил – листы оцинкованной стали, которые имеют специальное полимерное покрытие. Это покрытие не только дополнительно защищает металл, но и придает ему нужный цвет. Хочу отметить, что профнастил отличается своим разнообразием цветовых исполнений. Небольшой вес и высокая жесткость позволяют использовать его для реализации сложных проектов. Вентиляция обеспечивается зазором при укладке. Профнастил отличается своей долговечностью. Несмотря на такие достоинства, я все же не рекомендую его использовать для подшивки кровли своими руками, поскольку этот материал сложен в монтаже, а для его нарезки требуется специальное оборудование.
  • Строганная доска или деревянная вагонка в большинстве случаев используются для обшивки карнизных свесов крыши домов с деревянными стенами. Обшитый древесиной карнизный свет отлично сочетается с деревянной стеной. Несомненным достоинствами такого решения являются красивый внешний вид и отличная вентиляция, которая достигается за счет зазоров (6 – 13 мм) между досками. Перед монтажом дерево нужно обработать специальным раствором и дать ему отлежаться на улице. Если монтировать своими рукам сухую доску с помещения, то, возможно, со временем ее поведет, что скажется на всей конструкции. Древесина требует специального ухода: ее нужно обрабатывать каждые три года. Я рекомендую обшивать свес крыши деревом только в тех домах, которые имеют деревянные стены.

Подшивка кровли профнастилом

  • Пластиковая вагонка отличается своей дешевизной. Она легко монтируется, что особенно актуально, если все работы выполнять своими руками. Но существенным недостатком пластиковой вагонки является ее герметичность. Для обеспечения вентиляции прорезаются специальные отверстия, которые портят внешний вид обшивки. Я бы использовал вагонку только в случае сильно ограниченного бюджета.
  • Софиты – профилированные панели, которые специально разрабатывались для подшивки кровли. Они изготавливаются из поливинхлорида с добавлением УФ-стабилизаторов, что обеспечивает им дополнительную устойчивость к ультрафиолетовому облучению. Софит имеет волновой профиль. На одной из волн (на средней волне) в заводских условиях выполняется вентиляционная решетка. Я отдал предпочтение софиту. Этот материал меня полностью устраивает. Ниже я расскажу, как выполнить обшивку софитом своими руками.

Подшивка свеса крыши софитом с перфорацией

Для обшивки карнизных свесов дома своими руками мне понадобятся:

  • софит и элементы его крепления;
  • деревянный брус для каркаса;
  • саморезы и гвозди;
  • инструменты.

Подшивка кровли софитами

Принцип расчета количества материала я расскажу на примере обшивки моего дома. Размеры дома – 8 на 10 м, карнизов –60 см. Получается, что периметр дома равен 36 метрам. Чтобы получить необходимую площадь софита, мне нужно умножить периметр на размер карниза:
36 м * 0,6 м = 21,6 м2.
Но к этому значению нужно добавить еще четыре куска размером 0,6 м на 0,6 м, которые находятся на углах дома. Общая площадь этих кусков:
4 * 0,6 * 0,6 = 1,44 м2.
Окончательная площадь софита:
21,6 м2 + 1,44 м2 = 23,04 м2.
Для обшивки карнизного свеса своими руками я использовал панели производства Asko, которые имеют размеры 0,305 м на 3,5 м. Вычисляю площадь панели:
0,305 м * 3,5 м = 1,0675 м2.
Зная окончательную площадь софита и площадь одной панели, получаю необходимое для обшивки моего дома количество панелей:
23,04 м2: 1,0675 м2 = 21,5831 штуки.
Округляю до 22 штук и беру еще парочку на запас. В итоге для обшивки я покупаю 24 софитные панели.

Монтаж сайдинговх софитов

Также мне нужно рассчитать необходимую для каркаса длину деревянных реек. Чтобы подшивка не провисала, я предусмотрел в каркасе дополнительную рейку, идущую посредине. Получается, что рейка будет укладываться в три ряды: первый ряд будет кататься самой стенки, третий пройдет по краю карниза на расстоянии 60 см от стенки, а второй – на расстоянии 30 см от стенки (посредине). Рассчитываю длину реек:
2 * (10 м + 8м) = 36 м – 1 ряд от стены;
2 * (10 м + 2 * 0,3 м + 8 м + 2 * 0,3 м) = 38,4 м – 2 ряд от стены;
2 * (10 м + 2 * 0,6 м + 8 м + 2 * 0,6 м) = 40,8 м – 3 ряд от стены;
36 м + 38,4 м + 40, 8 м = 115,3 – общая длина реек.

Совет. Если ширина карниза составляет 60 см и более, то укладывайте третий ряд реек для стабилизации обшивки.

Только внешний ряд креплю непосредственно к стропилам. Для фиксации двух остальных рядов делаю обрешетку. На обрешетку у меня ушло еще 40 метров. Также я предусмотрел небольшой запас и купил 170 метров реек сечением 30 на 60 мм.

Монтаж софитов

Из инструментов вам понадобится:

  • пилка по металлу (с маленьким размером зубьев) для нарезки софитных панелей;
  • шуруповерт, саморезы и пилка по дереву для возведения каркаса;
  • молоток и алюминиевые гвозди с большой шляпкой (диаметром не менее 20 мм) для фиксации обшивки;
  • строительный уровень для контроля горизонтального положения каркаса;
  • строительные леса для облегчения процесса монтажа и предотвращения повреждения стены (если стены дома с кирпича, то можно использовать обычную лестницу).

Подшивка кровли своими руками

Процесс подшивки кровли своими руками выглядит следующим образом:

  1. На первый и третий ряд реек каркаса гвоздями с шагом 40 – 50 сантиметров креплю специальные J-рейки.
  2. Предварительно нарезанные куски панели слегка сгибаю и вставляю в пазы J-реек, после чего прибиваю их гвоздями к деревянным рейкам каркаса.

    Совет. Размер софитной панели делайте таким, как и размер карниза, но обязательно предусмотрите небольшой тепловой зазор в 5 мм (размер софита на 5 мм меньше, чем размер карниза). Гвоздь вбивайте посредине продольного отверстия в панели. Не забивайте его полностью, а оставьте небольшой зазор.

  • Вставляю следующий кусок, соединив его замком с предыдущим и зафиксировав аналогичным образом.
  • Третьим устанавливаю уже кусок перфорированной панели, который имеет вентиляционные отверстия. Их нужно чередовать в соотношении 2 цельных – 1 перфорированный кусок.
  • Дойдя до угла дома, я подрезаю куски под углом 45 градусов (получается этакая елочка) и устанавливаю их своими руками при помощи специальной H-рейки.
  • Перехожу на другие стены и повторяю процесс монтажа своими руками. Подшивка кровли завершена.
  • Как видите, подшивка свесов крыши не отличается своей сложностью. Теперь и вы сможете сделать это своими руками. Главное – не нужно бояться и спешить. Экспериментируйте и сделайте свой дом красивее и уютнее!

    Подшивка карниза крыши своими руками позволяет защитить кровельный пирог от внешних воздействий и придать кровле привлекательный внешний вид. В настоящее время существует множество вариантов обшивки. На самых популярных мы и остановимся в данной статье.

    Особенности подшивки

    Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.

    На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.

    Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.

    Выбор материалов

    Традиционно обшивка крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны :

    • обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
    • обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
    • обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
    • обладать эстетической привлекательностью.

    В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят :

    • вагонка (деревянная и ПВХ);
    • софит (виниловый и алюминиевый);
    • профнастил.

    Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.


    Деревянная вагонка . Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.


    Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей среды.

    Вагонка ПВХ . Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.

    Софит . Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.


    Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.

    Профнастил . Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.


    Каркас обшивки карниза

    Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции :


    Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.

    Монтаж подшивки

    Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.


    Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами . Это позволяет продлить срок службы подшивки.

    Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.

    Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.

    По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса. Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса.

    Когда закончен монтаж кровельного покрытия, начинается работа по обшивке свеса крыши. Делается это не только для защиты фасада и обеспечения вентиляции кровли, но и для придания законченного внешнего вида строению. В статье будет рассказано о том, какие материалы используются для этих целей и как производится подшивка карниза крыши своими руками софитом, профнастилом и деревянной вагонкой.

    Устройство карниза кровли

    Карнизный свес - это выступ стропил за пределы фасада дома. Он может быть как простым, так и с выносом. Первый более прост в исполнении, и при сильном ветре в нем не будет неприятно гудеть, чего не скажешь о втором варианте.

    Узел свеса кровли

    1- Желоб водостока;

    2- капельник;

    3- фартук из металла на лобовой доске;

    4- саморез;

    6- брусок 5х5 см;

    7- стропильная нога (кобылка);

    8- подшивной материал;

    9- брейка;

    10- доски являющиеся основой карнизного свеса;

    11- опорный брусок для фиксации брейки.

    Существует два вида карнизного свеса - боковой и фронтальный.

    Фронтальный карниз крыши

    Фронтальный нужен для защиты фасада дома. Он представляет собой боковые края наклонных скатов кровли. Соответственно у вальмовой (четырехскатной) крыши они отсутствуют.

    Устройство фронтального свеса обыкновенной двухскатной крыши выполняется путём выпуска несущих перекладин, закреплённых на стропилах. Нередко можно встретить, когда фронтальный карниз образуется досками обрешетки, которые укладываются на пароизоляцию под кровельный материал. На них крепится карнизная доска, которая в дальнейшем будет обшиваться профнастилом или софитом.

    Боковой карниз крыши

    Боковой свес имеют все наклонные кровли. Он образуется стропилами, которые выдаются за пределы стены дома. Расстояние их выступа рассчитывается из высоты дома и ширины отмостки, зачастую это порядка 50-70 см.

    Хоть и считается, что минимально допустимый размер свеса составляет 50 см, но встречаются и более узкие.

    • В этом случае стена дома обязательно должна иметь хорошую ветрозащиту, так как под косым дождем она будет сильно намокать.
    • Второй вариант исправить положение - установить кобылки, тем самым нарастив длину стропил. Но это довольно трудоемкий процесс, и при уже сделанной крыше, мало кто хочет все вскрывать и заново переделывать. Поэтому важно еще на этапе строительства предусмотреть необходимый размер свеса кровли.

    Стропила соединяются между собой досками по всей длине карниза. В дальнейшем они будут закрыты облицовочным материалом.

    Создание правильной вентиляции кровли через карнизы

    Основной функцией любого карниза является защита крыши от атмосферных воздействий. Но при этом, он не должен препятствовать естественному вентилированию подкровельного пространства. Важно это не только для жилых мансардных этажей, но и для холодных крыш. Более теплый воздух, поднимающийся от земли, должен беспрепятственно проходить сквозь карниз и продвигаясь между пароизоляционным и кровельным материалом уходить через конек наружу. Именно по этой причине при подшивке карниза запрещено использовать различные герметики и монтажные пены. В противном случае будет образовываться конденсат, который приведет к намоканию кровельного утеплителя.

    Но здесь есть исключения - вентилируемыми делаются карнизы только под скатами крыши, а все фронтальные свесы закрываются «наглухо».

    Выбор материалов для подшивки свесов крыши

    На сегодняшний день существует широкий ассортимент материалов для подшивки кровельного карниза. Безусловно, каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, но все они в полней мере защищают его от влажности, обеспечивают утепление и вентилирование кровли. Делая выбор в пользу того или иного материала, следует руководствоваться не только его красивым внешним видом, но и продолжительностью эксплуатационного срока.

    Профнастил

    Это оцинкованная сталь с разноцветным полимерным покрытием. Он устойчив к механическим повреждениям и перепадам температур, имеет необходимую жесткость, а также не боится ветровых нагрузок. Чтобы обеспечить необходимую вентиляцию, делается зазор между профнастилом и стеной дома равный высоте его волны.

    Софиты

    Это наиболее популярный материал, специально предназначенный для подшивки карнизов. По сути - это пластиковые панели, внешне напоминающие сайдинг, но уже имеющие вентиляционные отверстия. Также от обычного сайдинга они отличаются и тем, что в их составе присутствуют УФ-стабилизаторы, которые защищают софиты от негативного влияния солнечных лучей.

    Медные софиты

    Это долговечный материал, внешне очень эстетичный и презентабельный, но и довольно дорогостоящий. Софиты из меди обладают высокими огнестойкими и прочностными характеристиками.

    Алюминиевые софиты

    Они очень легкие, пожаростойкие, эластичные, а при необходимости их ремонт не составит труда. Также имеют высокую стойкость краски, благодаря чему насыщенность цвета не меняется под воздействием ультрафиолета.

    Недостатком является только скудность цветовой гаммы - их производят белого или коричневого цвета.

    Оцинкованные софиты

    Они долговечны и не нуждаются в дополнительном уходе. Это прочные софиты, которые не боятся влаги и огня. Но имеют довольно большой вес, что в некоторой степени делает их монтаж более трудоемким.

    Виниловые софиты

    Это недорогой и самый популярный вариант софитов для подшивки кровельных карнизов. Они обладают легким весом, прекрасно защищают от воздействий внешней среды, имеют благородный внешний вид, просты в установке, а также создают бесшовное полотно, обеспечивая полноценную вентиляцию подкровельного пространства.

    На сегодняшний день их изготавливают из огнестойкого пластика, который, к тому же способен выдерживать серьезные нагрузки. Выпускаются трех видов:

    • сплошной трехполосный без вентилируемых отверстий;
    • полностью перфорированный;
    • трехполосный с перфорированной центральной полосой (самый популярный).

    Независимо от выбранного материала софитов, все они довольно легко монтируются, и такая работа не составит труда даже для новичка в строительстве. Основное правило при их установке заключается в том, что располагаются они перпендикулярно стене, а не вдоль.

    Деревянная вагонка и обрезная доска

    До сих пор нередко можно встретить, что для подшивки карнизного свеса выбирается настоящая древесина. Так как она устанавливается снаружи дома и подвергается агрессивному влиянию окружающей среды, к выбору материала надо подходить ответственно. Нельзя экономить и покупать слишком тонкую вагонку, ее оптимальная толщина составляет 2 см. Также она должна быть средней влажности (не подойдет слишком влажная, так как ее может «повести», но и очень сухая тоже не лучший вариант).

    Для обеспечения вентиляции, доски прибиваются с отступом от стены в 2 см.

    Подшивка кровельного свеса по стропилам

    Этот способ рационален для крыш с небольшим углом наклона. Сложность такого исполнения обшивки заключается в том, чтобы все края стропил образовывали ровную плоскость.

    Но навсегда этого можно добиться, тогда выходом из положения станут небольшие доски, которые крепится на стропила. Их длина равна расстоянию от стены дома до края свеса. Чтобы установить их ровно, вначале прикручивается по одной доске с каждого края карниза и между ними натягивается шпагат. По полученному ориентиру крепятся все остальные отрезки досок. Обшивка к такому каркасу крепится на металлические уголки или шурупы.

    Подшивка кровельного свеса по деревянному коробу

    Этот способ идеально подходит для крыш с большим наклоном. Для обустройства такого короба берется обрезная доска толщиной 4 см и крепится между стеной дома и краем стропил. Если одни ее край устанавливается непосредственно к стропильной ноге, то для фиксации второго края потребуется монтаж примыкающей к стене доски, которая сверху прикручивается к стропилам.

    Возможен и второй вариант, когда вместо дополнительной вертикальной доски к стене дома крепится брус на дюбели.

    На этом каркас короба закончен, и к нему можно крепить обшивку. Для обеспечения необходимой жесткости всей конструкции, крепить все следует не на гвозди, а на шурупы или уголки.

    Подшивка карнизных свесов софитами

    Этапы работ:

    • Софиты комплектуются двумя специальными планками, которые имеют формы буквы J или F. Она из них крепится к подготовленной на стене дома деревянной рейке, а вторая со стороны свеcа. В качестве креплений используются саморезы. Все планки должны крепиться абсолютно ровно по отношению друг к другу, поэтому рекомендуется, вначале произвести разметку.
    • Затем измеряется ширина карнизного свеса кровли и от полученного результата вычитается 6 мм. Делается это для того, чтобы создать необходимый зазор, который компенсирует тепловое расширение материала. Софиты нарезаются полосками нужной длины.
    • Подготовленные пластины слегка сгибаются и вставляются в пазы установленных профилей. Где они фиксируются саморезами.

    • Для того чтобы подшить угол карниза, длину планок софитов требуется плавно уменьшать, отрезая одну из сторон под углом в 45 градусов.

    Для их соединения используются H-профиль или два J-профиля.

    Более подробную инструкцию о том, как подшить карниз крыши софитами можно посмотреть на представленном ниже видео.

    Важные моменты в работе с софитами

    • Крепится софит только под прямым углом и через специальные отверстия;
    • обязательно должен оставаться зазор, чтобы панель могла беспрепятственно расширяться или сжиматься;
    • оптимальный размер креплений: длина ножки 3 мм, ширина шляпки 8 мм. Они не должны быть прикручены плотно, а иметь зазор между шляпкой и поверхностью софита равный 1 мм;
    • расстояние между местами креплений равняется 40 см (можно чаще);
    • режут софиты с помощью циркулярной пилы с полотном, на котором зубья расположены в обратную сторону. Также можно воспользоваться ножницами по металлу или ножом. В последнем случае лучше всего начертить им место надреза, и сгибая по ней панель, отломить необходимый отрезок;
    • хранить и транспортировать софиты надо на ровной поверхности невысокими стопками (пачек 10-15);
    • несмотря на то что производителя заверяют возможность монтажа софитов даже в зимнее время, не рекомендуется проводить работы, если температура ниже отметки в 15 градусов.

    Подшивка карнизов крыши профнастилом

    • Вначале на стену в горизонтальном положении прибивается брусок по уровню края свеса. На одном уровне с ним крепится второй брусок вдоль края стропильных ног;
    • профнастил нарезается нужной длины (не забывая про тепловой запас материала и необходимость вентиляционного зазора) и на саморезы прикрепляется к установленным брускам;
    • место стыка профлиста и стены закрывается планкой внутреннего угла, а соединение внешнего края со стропилами декорируется аналогичной планкой внешнего угла.

    На этом монтаж профнастила завершен.

    Подшивка кровельного свеса деревянной вагонкой или доской

    Подшивку кровельных свесов удобнее всего производить снизу, стоя на строительных лесах или на стремянке.

    Важно! Подшивать карниз следует только после того, как стены дома полностью утеплены снаружи, сделана пароизоляция и закончен монтаж облицовочного материала.

    Перед обшивкой свесов вагонкой, все стропила на боковых карнизах, должны быть не только одной длины, но и быть точно параллельны стене дома. К ним крепятся обвязочные ветровые доски.

    Когда все это выполнено, начинается монтаж крепления обшивки.

    • Вначале одна доска прикручивается к стене вертикально, нижний ее край должен находиться на уровне края стропил - на рисунке выше (1).
    • Вторая доска крепится между стропилами и доской номер 1 по их нижним краям (2). Она должна быть параллельно земле. Таким образом, и получается основа, на которую будет устанавливаться обрешетка.
    • Когда каркас подготовлен, начинается монтаж самой обшивки.
      • При обшивке кровельного карниза досками, между ними и стеной необходимо оставлять небольшой зазор. Сами доски выбираются ровные, хорошего качества и толщиной 1-2 см.
      • Чтобы обеспечит необходимое вентилирование подкровельного пространства при обшивке деревянной вагонкой, по всему периметру рекомендуется установить вентиляционные решетки с шагом в 1,5 метра.

    Но зачастую, полагаясь на свойства древесины «дышать», большинство строителей не придерживаются этих правил.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные