Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

«Почему я выбрал Новую Гвинею?» 20 сентября 1871 г. на берег острова Новая Гвинея с борта русского корвета «Витязь» высадился Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846- 1888), молодой ученый-зоолог. Матросы выстроили для него дом, перевезли все необходимое. «Витязь» ушел. Это было первое дальнее путешествие ученого, вся последующая жизнь которого прошла в непрестанных экспедициях.

Миклухо-Маклай хотел собрать на Новой Гвинее факты, которые помогли бы ответить на один из самых острых научных вопросов: о происхождении человека и человеческих рас, о первобытном человеке, о папуасской расе и ее месте среди других народов.

Русский ученый был глубоко убежден: человечество, несмотря на расовые отличия, составляет единый биологический вид. Эту идею необходимо было подтвердить фактами, так как находились такие ученые, которые приписывали папуасам разные фантастические черты и признаки, которых нет у людей других рас. На основе этих соображений делался вывод, что папуасы будто бы представляют некую промежуточную форму, стоящую между животным миром и человечеством; что папуасское общество якобы состоит из людей низшего типа, не способных в принципе подняться до уровня современной цивилизации. Миклухо-Маклай рассчитывал добыть своей экспедицией сведения, опровергающие такого рода представления.

Жизнь папуасов в освещении Миклухо-Маклая. Маклай, проживший среди папуасов в общей сложности почти четыре года, прежде всего постарался овладеть их языком, знание которого считал единственно надежным средством к познанию туземных обычаев, нравов, образа жизни. Самыми сложными для изучения оказались слова, выражающие абстрактные понятия, которые нельзя усвоить, указав на них пальцем.

Ученый подробно фиксировал антропологический облик папуасов. Много лет в европейских учебниках по физической антропологии утверждалось, что у папуасов особые, растущие пучками волосы, отличающие их от представителей других рас. Вскоре выяснилось, что в естественном состоянии волосы у папуасов мелко-курчавые, плотно прилегающие к голове. Проведя обследование, Маклай написал в своем дневнике: «Волосы [у папуасов] растут не группами или пучками... а совершенно одинаково, как и у нас...»

Исследователь изучал быт и труд папуасов, делал зарисовки их хижин, деталей одежды, украшений и т. д., подробно описал процесс приготовления пищи. Он принимал участие в ритуалах и пиршествах папуасов, участвовал в их коллективной охоте.

Фактически Миклухо-Маклай открыл для науки папуасов Новой Гвинеи, о которых почти ничего не было известно. Впервые в мировой науке «туземец», «дикарь» предстал как обычный живой человек.

Из-за тяжелой болезни (тропическая лихорадка) и многолетних, полных лишений путешествий Маклай в конце жизни вынужден был прекратить активные этнографические изыскания. Кроме того, он отказался от публикации многих материалов своих исследований, опасаясь, что его научные наблюдения могут облегчить порабощение папуасов европейскими колонизаторами.

МИКРОНЕЗИЙЦЫ

В расовом отношении микронезийцы образуют особую группу, сформировавшуюся в результате смешения австралоидных и монголоидных элементов. Микронезийцы - среднего роста, со светло-коричневой кожей, с темными волосами (курчавыми или прямыми). Свыше десятка прожинающих в Микронезии небольших народов говоря!" па различных языках, относящихся к австронезийской семье. Девять местных языков имеют письменность, хотя и недостаточно развиты в литературном отношении. Роль языка межэтнического общения выполняет английский.

Жители островов занимаются рыболовством и земледелием тропического типа. Основная товарная (то есть предназначенная для продажи) культура - кокосовая пальма, из плодов которой производят копру (сушеную мякоть). Так же товарное значение имеет выращивание какао, некоторых овощей и фруктов, черного перца.

Животноводство развито довольно слабо, улов рыбы используется приемущественно для местных нужд.

Поскольку колонизаторы проникали на разные острова Микронезии в разное время, степень сохранности традиционной

культуры в различных районах неодинакова. Подвергнувшись необратимому разрушению

на Марианских островах и острове Палау, она сохранила значительное влияние на остальных архипелагах Микронезии. Это касается как материальной культуры (жилища, одежда, пища), так и духовной (фольклор, песни, танцы). Например, дома зачастую, как и в старину, сооружаются на каменном фундаменте, а для стен и крыш используются помимо дерева пальмовые листья. Мужчины носят набедренные повязки, а женщины - юбочки из травы и листьев. Здесь можно даже встретить старинные деньги, представляющие собой огромные, просверленные посередине каменные диски.

В других частях Микронезии до сих пор встречаются дома своеобразной конструкции, где отсутствуют стены, а двускатная крыша из пальмовых листьев держится на столбах. Эти хижины, так же как и традиционные микронезийские лодки, вплоть до настоящего времени сооружаются без гвоздей.

В то же время, скажем, одежда и утварь жителей острова Палау - европейского типа, а дома кроются оцинкованным железом.

Почти полное разрушение прежнего (до эпохи колонизации) социального порядка на одних островах, сочетается с неприкосновенностью многих элементов старого общественного строя на других. Во втором случае продолжают пользоваться большой властью вожди, с которыми борется за влияние выделившаяся в последние десятилетия прослойка богатых людей. На островах население, как и прежде, делится на. сословия.

Население одних островов полностью христианизировано, в то время как на других сохраняют силу прежние религиозные верования (например, вера в духов), нередко сосуществующие с христианством.

МЕЛАНЕЗИЙЦЫ

Антропологические типы и языки. За пределами Папуасии основную часть коренного населения Мела-

незии составляют меланезийцы. Для меланезийского антропологического типа характерны темная кожа, утолщенные губы, широкий нос, умеренно курчавые полосы, лицо средней ширины.

В Меланезии можно выделить еще один антропологический тип - новокаледонский (население Новой Каледонии), который отличают узковолнистые волосы, развитый третичный волосяной покров (т. е. обильный рост волос, появляющихся после наступления половой зрелости) и довольно высокий рост.

Более трехсот народов, проживающих в Меланезии, в языковом отношении подразделяются на две основные группы: народы, говорящие на австронезийских языках, и народы, говорящие на папуасских языках. Подавляющее большинство меланезийцев (свыше 0,7 млн. чел.) говорят на австронезийских языках, относящихся к восточно-австронезийской, пли океанийской, ветви. Народы Меланезии численно невелики. Самый крупный из них- толаи на острове Новая Британия- насчитывает немногим колее 100 тыс. человек.

Жизнь, быт и хозяйственные занятия. Основное занятие меланезийцев - ручное земледелие. Главная культура, которая производится в хозяйствах островитян, кокосовая пальма. Часть урожая кокосовых орехов идет на продажу, остальное - для внутреннего потребления. Культивируют также ямс, таро, бананы, батат, земляной орех (арахис), саговую пальму, табак. В небольших количествах выращивают культуры, завезенные европейцами: какао, сою, рис, имбирь, коричное и гвоздичное деревья. На островах Меланезии распространена подсечно-огневая система земледелия.

Вторая по значению отрасль хозяйства - морское рыболовство. На небольших островах это иногда единственное средство существования. Рыболовные снасти разнообразны: сети, верши (сплетенные из прутьев ловушки конической формы), корзины, крючки; рыбу бъют также острогой (вилообразным орудием с несколькими остриями) и стрелами из лука, травят ядом.

Охота из-за скудости животного мира не имеет серьезного значения. Кое-где распространена охота на крокодилов (Соломоновы острова).

Меланезийцы разводят свиней и домашнюю птицу. Крупный рогатый скот имеется только в хозяйствах плантационного типа.

Развито плетение циновок, корзин, сумок из растительных волокон. Ткачество большинству меланезийцев неизвестно; вместо тканей используется тала (см. ниже). Очень популярны резьба по дереву и строительство лодок, выдолбленных из целого ствола дерева.

Меланезийцы сохранили свое классическое жилище. Меланезийская хижина - прямоугольная в плане, с массивной двускатной крышей, чуть выпуклой и сильно выступающей за линию стен; материалом для нее чаще всего служат листья пальмы, банана или пандануса (древовидного растения). Стены делают из циновок, травы, досок или бамбука. Иногда стен нет совсем.

Одежда меланезийцев - набедренные повязки, передники, юбочки, пояса с пучком травы спереди.

Изготавливается она из тапы - длинных и широких полос луба бумажно-шелковичного, фигового или хлебного дерева, отбитых деревянными или каменными колотушками. Куски готовой тапы украшаются орнаментом. Также на одежду идут трава, листья и другие подсобные материалы.

Меланезиец живет прежде всего за счет своего огорода. Свиное мясо и другие мясные продукты употребляют редко, зато довольно часто едят рыбу. Готовят

пищу в земляной печи. Огонь прежде добывали трением заостренной палочки о дощечку, а в настоящее время - при помощи покупных спичек.

Общественный строй и религиозные верования. По уровню общественного развития меланезийцы превосходят папуасов. Типичная форма общественной организации у меланезийцев - сельская община, внутри которой выделяется несколько больших семей, часто принадлежащих к разным родам. Земля является собственностью всей деревни, но каждая семья обрабатывает свой участок, сохраняя право на эту землю.

Род на большинстве островов Меланезии материнский (т. е. счет родства идет по женской линии).

В Меланезии к приходу европейцев сложилось имущественное и социальное неравенство.

Хотя к настоящему времени подавляющее большинство населения Меланезии христианизировано, их христианизация остается поверхностной, формальной. Наиболее типичным традиционным верованием у народов Меланезии является вера в некую таинственную силу, называемую мана, которая присуща разным предметам и явлениям природы, а также некоторым могущественным людям.

ПАПУАСЫ

Антропологический тип и языки. Папуасами обычно называют тех коренных жителей Новой Гвинеи (примерно 85% всего населения острова), что говорят на различных языках, не относящихся к австронезийским. Их общая численность достигает 4,3 млн. человек. При этом папуасское население не едино, а делится примерно на 600 отдельных народов (племен или этносов), которые, как правило, невелики но численности- от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Только четыре народа превышают 100 тыс. человек: дани, энга, чимбу и хаген; все они живут на центральном нагорье о. Новая Гвинея.

По своему внешнему облику (антропологическому типу) папуасы относятся к веддо-австралоидной расе, для представителей которой характерны темная кожа, черные курчавые волосы, карие глаза, слегка выступающая вперед челюсть, широкий нос и утолщенные губы, а у мужчин - также обильно растущие борода и усы.

На большей части Новой Гвинеи и некоторых островах архипелага Бисмарка распространен своеобразный папуасский антропологический тип. Представителей этого типа отличают курчавые волосы, характерная (с крючковидным изгибом в области хряща) форма носа, сравнительно узкое лицо.

Большинство населения Папуа-Новой Гвинеи и Ириан-Джаи, а также часть населения Соломоновых островов говорят на папуасских языках. Ученые-лингвисты различают несколько семей папуасских языков, в рамках каждой из которых языки связаны хотя бы отдаленным родством. На языках самой крупной из семей - трансновогвинейской - говорит большинство народов Новой Гвинеи - около 2,8 млн. человек.

Необходимость общаться в условиях многоязычия приводит к возникновению так называемых больших языков. Довольно широко используются языки хири-моту («торговый моту») и ток-писин (язык, близкий по лексике к английскому, а по структуре - к меланезийским языкам).

Жизнь, быт и хозяйственные занятия. Главное занятие папуасов - земледелие. Важнейшие возделываемые культуры: таро, ямс, батат (клубневые), бананы, сахарный тростник, кокосовая и саговая пальмы, хлебное дерево. Хозяйство в основном натуральное и лишь изредка производит товарный продукт - кокосовые орехи, кофе, какао. Традиционные орудия - каменный топор или тесло, заостренный сажальный кол и узкая деревянная лопата. Реже встречаются мотыги. Каменные и деревянные орудия теперь почти повсеместно вытеснены железными. Но, по существу, хозяйство осталось прежним. Даже

распорядок дня в папуасской деревне мало изменился по сравнению с существовавшим до начала европейской колонизации.

Рано утром взрослое население деревни расходится но своим делам. Женщины - в лес, где расположены (обычно вдали от деревни) огороды; там они занимаются посадкой, прополкой, сбором урожая (сохраняемого «на корню» - каждый раз снимается столько клубней таро, ямса, батата или других продуктов, сколько требуется семье на сутки).

Мужчины тоже отправляются в лес, где расчищают от растительности участки для новых огородов, огораживают их от диких свиней, жгут поваленные деревья, вскапывают землю (все остальное - дело женщин). Днем деревня пуста: в ней остаются только старики и маленькие дети. К вечеру первыми возвращаются женщины. Они приносят с собой клубни, хворост для костров, бамбуковые сосуды с водой, разводят возле хижин небольшие костры и готовят обед. Затем в деревню возвращаются мужчины. После еды рабочий день продолжается: кто чинит крышу на своей хижине, кто - лодку; женщины плетут сумки, циновки. Поздно вечером деревня засыпает. Рано утром - холодный завтрак (то, что осталось от вчерашнего обеда), и все опять расходятся по своим делам.

Каждая папуасская семья имеет 5 - 6 участков в разных местах: на одном вскапывают землю, на другом производят посадку, на третьем и четвертом - прополку, на пятом выкапывают из земли клубни, а на шестой участок, откуда клубни уже выкопаны, пускают свиней; заброшенный участок скоро зарастает лесом и будет вновь расчищен через 10- 15 лет.

Животноводство у папуасов развито слабо. До прихода европейцев единственными домашними животными островитян были свинья, собака и курица. Собак и свиней держали ради мяса; кур и их яйца редко употребляли в пищу (куры жили в лесу в полудиком состоянии). В последнее время в некоторых деревнях появился крупный рогатый скот; делаются попытки увеличить его поголовье.

Рыболовством вплоть до настоящего времени занимаются лишь некоторые прибрежные племена.

Охота в Океании не играла сколько-нибудь значительной роли из-за почти повсеместного (кроме Новой Гвинеи) отсутствия крупных животных; основными объектами охоты являются дикая свинья, крупная нелетающая птица казуар, крокодил. Папуасы охотятся с помощью копья, лука и стрел. Ремесло у папуасов еще не отделилось от земледелия. Все, кроме части орудий труда, предметов одежды и украшений (покупаемых в деревенской лавочке или в городе), они делают для себя сами: сами строят себе жилища, лодки и т. п.

Папуасы селятся в хижинах - удлиненно-прямоугольных, овальных или (реже) круглых в плане легких наземных постройках. Основой их служат врытые в землю столбы, на которые опирается выстланная пальмовыми листьями кровля - обычно высокая и иногда спускающаяся чуть ли не до самой земли. На стены идут жерди, кора, стебли и листья растений; иногда для этого используют плетеные циновки. Пол в хижинах - земляной. Кое-где встречаются постройки на высоких сваях, с полом из бамбуковых стволов.

В одежде для защиты от холода жители Меланезии практически не нуждаются. Распространены набедренные повязки, пояса, передники, плащи-накидки. Вместо тканей папуасы используют тапу. Украшения - браслеты, серьги, носовые вставки - носят преимущественно мужчины. Целям украшения служат также татуировка и окраска тела.

Пища в основном растительного происхождения. Мясо употребляют редко. Пищу готовят на кострах и в широко распространенной по всей Океании земляной печи, представляющей собой яму, куда вперемежку с раскаленными на костре камнями укладывают завернутые в листья куски пищи, после чего все содержимое ямы на час или на большее время прикрывают ветвями и землей.

Общественный строй и религиозные верования. Папуасы делятся на племена. Эти племена - довольно непрочные объединения, связанные единством язы-

ка и культуры, но не имеющие особой племенной организации, племенных вождей и т. п.

Основу папуасского общества составляет род - группа совместно проживающих кровных родственников трех-четырех поколений. Роду папуасов отцовский, т. е. счет родства ведется по отцовской, а не материнской линии. Несколько родов обычно объединяются в союзы. Союз родов - самая крупная социальная организация, которая имелась у папуасов до прихода европейцев.

В настоящее время большинство населения Новой Гвинеи исповедует христианство в форме протестантизма или католицизма. Однако христианизация папуасов имеет поверхностный характер, стойко сохраняются старинные верования. В Папуа-Новой Гвинее, например, никого не удивит, если член правительства берет месячный отпуск и отбывает из столицы в родную деревню, чтобы пройти там обряд инициации; по местным понятиям, мужчина, не прошедший инициации, не может считаться полноправным членом общества. Среди папуасских племен сохраняются вера в тотемных животных, распространены магия и культ предков (в форме культа их черепов).

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ МИКЛУХО-МАКЛАЙ

Великий путешественник Миклухо-Маклай родился 17 июня 1846 года в селе Рождественском близ Боровичей Новгородской губернии. Он был вторым ребенком в семье.

С рождением Коли семья Миклух (так они тогда назывались) перебралась в Петербург, где родилось еще трое детей. Старший Миклуха, Николай Ильич, стал инженер-капитаном и был назначен начальником пассажирской станции и вокзала Петербургско-Московской железной дороги. Семья поселилась прямо в вокзальном помещении на втором этаже. Конечно, жизнь была беспокойной, но все же появилось свое жилье. Николай Ильич, обычно угрюмый, теперь много шутил, вывозил семейство за город, обзавелся хорошей библиотекой. Кроме того, он решил всерьез заняться воспитанием детей, которые, по его мнению, должны были знать иностранные языки, историю, литературу, а также заниматься живописью и музыкой. С этой целью наняли учителей.

Николай Ильич уже давно страдал от кашля, но не обращал на это внимание. Он больше заботился о здоровье своих детей. Но вскоре врачи обнаружили у Николая Ильича туберкулез легких, от которого он и скончался в декабре 1857 года.

Семья оказалась в трудном положении. Екатерине Семеновне пришлось продать мебель и снять более скромное жилье

на улице Большая Мещанская. Сережу и Колю удалось устроить в училище при лютеранской церкви Святой Анны, где преподавание велось на немецком языке. Таким образом, дети, согласно воле покойного отца, могли овладеть иностранным языком. Но Николай наотрез отказался от этой затеи. Тогда знакомый матери, Валентин Миклашевский, в то время учившийся на юридическом факультете Петербургского университета, взялся готовить мальчиков для поступления в гимназию. В 1858 году Николай Миклуха сдал экзамены в 3-й класс 2-й санкт-петербургской гимназии.

Николай учился как раз в то время, когда в стране обострилась обстановка, часто вспыхивали восстания крепостных и студенческие волнения. Мать тревожилась за Колю, поскольку тот принимал активное участие в сходках. Особенно ее тревога возросла, когда разразилось восстание в Польше. На сторону восставших перешло несколько сот русских солдат и офицеров, был создан «Комитет русских офицеров в Польше».

Когда же восстание было разгромлено, по стране прокатилась волна шовинизма, коснувшаяся и семьи Миклух: Николая исключили из гимназии, а Екатерине Семеновне пригрозили высылкой из Петербурга.

Мать посоветовалась с их домашним врачом Петром Ивановичем Боковым (этот разговор происходил во время внезапной болезни Коли). Но Николай заявил, что выздоравливать он может и потом, а сейчас необходимо добиться разрешения на выезд за границу.

Екатерина Семеновна упорно, но безрезультатно ходила по различным инстанциям. Чиновники не разрешали выезд, потому что Николай был только что исключен из университета и не имел права поступить куда-либо еще, а они боялись создания им за границей какой-нибудь тайной организации.

Наконец Боков собрал консилиум из своих знакомых врачей, который и вынес решение отправить Николая Миклуху для лечения в Швейцарию или в Шварцвальд. Так юноша получил разрешение на выезд за границу.

Весной 1864 года Николай Миклуха поселился в Германии. В материальном плане он жил тяжело, работы никакой не было, деньги кончались. К тому же Николай был не совсем здоров.

В Германии Миклуха поступил на философский факультет университета в маленьком городке Гейдельберге. Здесь ему сначала удалось вполне прилично устроиться: он разыскал своего бывшего воспитателя Валентина Валентиновича Миклашевского, который заканчивал в Гейдельберге свое образование. Последний помог Миклухе найти жилье, чтобы дать ему возможность учиться.

В конце концов Миклуха вступил в польское общество эмигрантов и всерьез, к большому неудовольствию матери, взялся учить польский язык.

Когда мать написала, что кумира Миклухи, Н.Г. Чернышевского, отправляют в Сибирь на семь лет, он в ответ сообщил, что хочет помочь Николаю Гавриловичу деньгами. Путем строгой экономии ему удалось скопить небольшую сумму, но этого было мало. Тогда Николай решил на каникулы уехать в горы, в Шварцвальд, где жизнь была дешевле, и так сэкономить.

Николай Миклуха поселился в маленькой гостинице в горах, где пребывал в почти полном одиночестве. Единственными людьми, с которыми он общался, были хозяева и двое работников.

Миклуха исходил почти весь южный Шварцвальд, взошел на самую высокую его точку - гору Фельдберг, любовался Альпами и Вогезами.

Миклухе удалось скопить достаточно большую сумму для Чернышевского - 180 рублей. Эти деньги он вручил Миклашевскому, который отправлялся в Варшаву. Но Миклашевский не смог послать их Чернышевскому, так как польское восстание к тому времени окончательно подавили, в стране начались всяческие репрессии, и каждый опасался ареста.

Миклуха поселился в Лейпциге, где сменил фамилию и стал Миклухо-Маклаем. По его же собственным словам, это была родовая фамилия. Дело в том, что предки Миклухи жили в Малороссии, а в каждом малоросском поселении было принято кроме фамилии иметь еще и кличку. Один из предков часто носил ушастую шапку - малахай, которая со временем стала «махалаем», или «махлай». Но поскольку слово «махлай» означало еще и «олух», то прадед Николая, Степан, стал везде подписываться вместо «Миклуха-Махлай» - « Миклухо- Маклай «.

Николаю Николаевичу эта фамилия чрезвычайно понравилась, и он решил взять ее для себя.

Вскоре Миклухо-Маклай, по совету своего друга, князя Мещерского, переселился в Йену, где познакомился с профессором Эрнстом Геккелем, ярым сторонником учения Ч. Дарвина.

Николай с удовольствием стал посещать его лекции. Другой его страстью сделалась сравнительная анатомия. Определился наконец и круг его научных интересов: Миклухо-Маклая заинтересовала проблема изменения форм организмов под воздействием внешней среды.

Однажды профессор Геккель позвал Миклухо-Маклая и некоего Генриха Фоля, студента из Женевы, к себе в гости и объявил им, что работает с губками и ему нужны помощники, стать которыми он и предлагает Маклаю и Фолю. Геккель пояснил также, что для работы придется выехать в Африку.

В июле 1866 года Николаю Миклухо-Маклаю исполнилось 20 лет. Вскоре, как и обещал Геккель, они отправились в поездку на Канарские острова.

25 ноября 1866 года началось тяжелое восхождение на покрытый в то время снегом Тенерифский пик.

Миклухо-Маклай занялся поисками и изучением рыб и губок. Последние являлись низшими представителями многоклеточных животных, которые вели сидячий образ жизни и не имели нервной ткани.

Миклухо-Маклаю удалось открыть новый, неизвестный науке вид губок, который он назвал «Гуанча бланка» - в честь древних обитателей Канарских островов, гуанчей, уничтоженных к началу XVII века колонизаторами.

Через три месяца Геккель, Фоль и Миклухо-Маклай отправились в Могадор, на побережье Марокко.

Через неделю Геккель уехал в Германию, а Миклухо-Маклай и Фоль, переодевшись в костюмы берберов, отправились пешком в столицу Марокко.

Фоль и Маклай по пути останавливались в различных селениях. Они сразу установили с берберами дружеские отношения. В некоторых деревнях они задерживались и лечили местное население, поскольку все-таки были врачами.

Под конец путешественники посетили Рабат, а потом вернулись в Могадор за оставленным имуществом и коллекциями. Вскоре они сели на английский пароход, идущий в Европу.

Миклухо-Маклай решил также осмотреть зоологические коллекции в музеях Европы. С этой целью он побывал во Франции, Дании, Норвегии, Швеции.

В Швеции Николаю Николаевичу стало известно, что знаменитый полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшельд собирается в очередную экспедицию. Миклухо-Маклай попросил у него разрешения присоединиться к экспедиции, но получил категорический отказ и огорченный вернулся в Йену.

Здесь он еще упорней стал изучать анатомию и физиологию человека.

Университет Николай Николаевич Миклухо-Маклай закончил в 1868 году. Вскоре он познакомился с молодым немецким зоологом Антоном Дорном. Последний планировал основать где-нибудь на побережье Средиземного моря зоологическую станцию, открытую для ученых всех стран. Миклухо-Маклаю пришлась по вкусу эта затея, и он вместе с Дорном уехал в Мессину.

Там Николай Николаевич решил, что местная фауна его не интересует и что лучше бы поехать на Красное море.

Единственной проблемой были деньги. Мать с большим неудовольствием прислала 300 рублей.

В марте 1869 года Миклухо-Маклай приехал в Египет. Здесь ему поначалу пришлось очень несладко из-за враждебности местного населения, но вскоре арабы узнали, что он врач и пришел с добрыми намерениями, и подружились с ним.

Из Египта Маклай перебрался в Саудовскую Аравию, посетил городок Ямбо-эль-Бар, побродил по коралловым отмелям Джедды.

В Джедде Николай Николаевич снял уютную комнату, где мог спокойно работать, ибо жизнь здесь была в три раза дешевле, нежели в Египте.

Миклухо-Маклая все больше увлекает изучение местного населения: его быт, привычки, нравы. С этой целью он покинул Джедду и пешком дошел до Эфиопии, до городка Массауа. Здесь Миклухо-Маклай впервые заболел лихорадкой и цингой, но тем не менее пешком отправился по Нубийской пустыне в Судан.

На родину Николай Николаевич Миклухо-Маклай вернулся лишь в возрасте 23 лет, но его научные труды уже были известны в Петербурге и Москве. Большую ценность представляли и собранные им коллекции.

Миклухо-Маклай планировал заняться исследованиями в северной части Тихого океана, в Японском и Охотском морях. Однако он увлекся изучением жизни народов Океании, Малайского архипелага, Австралии.

Миклухо-Маклай рьяно принялся за исполнение своих планов. Он опять заболел лихорадкой, но, немного поправившись, решил поехать в Даун для знакомства с Чарльзом Дарвином. Однако эта поездка сорвалась из-за нового приступа болезни.

Миклухо-Маклай уехал в Йену. Но денег, чтобы вернуться домой, у него не было, поэтому он снова был вынужден попросить мать выслать их. Екатерина Семеновна, к большому неудовольствию старшего брата Сергея, выслала ту небольшую сумму, которую удалось ей скопить на отъезд из Петербурга, так как у нее обнаружились первые признаки туберкулеза.

Совет Русского Географического общества выделил Мак-лаю 1200 рублей, которых, к сожалению, не хватало бы и на покупку необходимых инструментов. Миклухо-Маклай также получил уведомление о принятии на корвет «Витязь» для совершения путешествия к берегам Тихого океана; но питаться ему опять-таки надо было за свой счет.

Тем не менее Миклухо-Маклай, предварительно утвердив свою программу на заседании Русского Географического общества, собрался ехать на Новую Гвинею, «к людоедам», что у многих вызвало шок.

Корвет «Витязь» отправился в кругосветное плавание 27 октября 1870 года. 2 ноября он прибыл в Копенгаген.

Здесь Миклухо-Маклай сильно заболел. Однако он не отказался от своей затеи, поэтому оказавшись в Голландии добился разрешения на исследования у министра колоний.

Капитан «Витязя» Назимов покровительствовал Миклухо-Маклаю. Последний очень страдал из-за приступов лихорадки, и Назимов тщетно уговаривал его плыть на корвете в Японию.

Но Миклухо-Маклай упорно хотел попасть именно в Новую Гвинею. Туда «Витязь» прибыл 19 сентября 1871 года.

Утром 20 сентября Назимов высадил Маклая на Новой Гвинее. Последний не взял с собой ничего, кроме шлюпки-четверки, а также двоих помощников, Боя и Уильсона.

Николаю Николаевичу нелегко пришлось на Новой Гвинее. Матросы сначала относились к нему весьма настороженно, но вскоре привыкли. Из одного селения в другое передавались слухи о Миклухо-Маклае, один фантастичней другого. Туземцы стали называть его «друг, «брат», «отец».

В очередной раз Миклухо-Маклай заболел. Он был почти при смерти, когда врачи посоветовали ему уехать в Сидней. Здесь, в Сиднее, ученый окончательно оправился от болезни. И здесь же он узнал, что англичане пытаются поработить народы Океании, Меланезии и Новой Гвинеи, в связи с чем им был направлен протест комиссару Западной Океании Артуру Гордону.

В Сиднее Маклай встретил свою будущую жену. Она была дочерью достаточно влиятельного человека сэра Джона Робертсона. Маргарет-Эмма (или Маргарита, или Рита) Роберт-сон вдовела уже 5 лет. В Николая Николаевича она влюбилась с первого взгляда, и это чувство было взаимным.

Но отец неожиданно воспротивился свадьбе дочери и заявил, что нищий Маклай ей не пара.

Однако Маргарита настояла на своем, и свадьба состоялась 27 февраля 1884 года (за четыре года до смерти Маклая).

Жизнь требовала вмешательства Миклухо-Маклая в политические дела Океании. Николай Николаевич в то время стоял во главе «антирабовладельческого» движения.

Защищая Новую Гвинею и Океанию от произвола иностранных колонизаторов, Миклухо-Маклай вел большую политическую игру: он стремился поссорить империалистов между собой, используя их же противоречия.

Последние годы жизни Маклай жил с женой и двумя сыновьями в России. Зарабатывал он тем, что писал статьи для газет.

В 1887 году болезнь Николая Николаевича обострилась.

В 1888 году его положили в клинику Виллие, где он все-таки продолжал работать.

Скончался Николай Николаевич Миклухо-Маклай 14 апреля 1888 года в клинике Виллие, в возрасте 42 лет. В газете сообщалось, что «…смерть застала Николая Николаевича тогда, когда он обрабатывал второй том записок о своих путешествиях».

При жизни Миклухо-Маклай написал около 50 завещаний, но не оставил ни одного в минуту своей смерти.

Из книги Воспоминания автора Сухотина-Толстая Татьяна Львовна

Николай Николаевич Ге I В первый раз я увидала Николая Николаевича Ге в нашем доме в Москве в 1882 году.Мне тогда только что минуло восемнадцать лет. Помню, как, вернувшись с катка, с коньками в руках, я направилась в кабинет отца и по дороге от кого-то из домашних узнала, что у

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Николай Николаевич Ге 1 Л. Н. Толстой познакомился с Н. Н. Ге в Риме, в январе 1861 г., однако, вернувшись в Россию, не общался с ним до 8 марта 1882 г., когда тот посетил его в Москве. С этого времени их связывала глубокая дружба, длившаяся до самой кончины Ге (1894 г.). Толстой высоко

Из книги Человек с Луны автора Миклухо-Маклай Николай Николаевич

Николай Николаевич За кровавое воскресение 9 января 1905 года Николай II получил прозвище «Кровавый». Он его не заслужил. Он был слабым, бесхарактерным человеком, и вся его жизнь была путаной, без плана. Все зависело от того, кто в данный момент находился около царя и имел на

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Николай Николаевич Миклухо-Маклай Великий русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился 17 июля 1846 года, умер 14 апреля 1888 года.Его жизнь, полная замечательных дел, больших испытаний, драматических событий, сохраняет для нас и сейчас, спустя столетие,

Из книги Шеф сыскной полиции Санкт-Петербурга И.Д.Путилин. В 2-х тт. [Т. 1] автора Коллектив авторов

Николай Николаевич За кровавое воскресение 9 января 1905 года Николай II получил прозвище «Кровавый».Он его не заслужил. Он был слабым, бесхарактерным человеком, и вся его жизнь была путаной, без плана. Все зависело от того, кто в данный момент находился около царя и имел на

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

УБИЙСТВО МИКЛУХО-МАКЛАЙ Кто из петербуржцев не знает знаменитого дома Яковлева, известного более под именем "Яковлевки"?Эта каменная громада, построенная по всем правилам допотопной архитектуры, грязная, темная, с невозможными дворами и лабиринтами, красующаяся и до

Из книги Великие русские люди автора Сафонов Вадим Андреевич

Н.Н. Миклухо-Маклай Николай Миклухо-МаклайС давних пор, совершая географические открытия, люди искали драгоценные камни и металлы, лес и пушнину, пряности и благовония, – но только не ЧЕЛОВЕКА. Лишь после эпохи Великих географических открытий ученые стали обращать

Из книги Миклухо-Маклай. Две жизни «белого папуаса» автора Тумаркин Даниил Давидович

С. МАРКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ МИКЛУХО-МАКЛАЙ Описать жизнь Н. Н. Миклухо-Маклая - благодарная, но очень трудная задача. Необычайная жизнь этого человека не укладывается в рамки обычного биографического повествования. Она настолько красочна, что о ней можно написать не

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

Глава девятнадцатая. МИКЛУХО-МАКЛАЙ В АВСТРАЛИИ «Закрепиться, пока не поздно» Покинув «Скобелев» в Маниле 17 апреля 1883 года, Николай Николаевич на испанском судне перебрался в Гонконг, чтобы дождаться там парохода, следующего в Австралию. В Гонконге Миклухо-Маклая ждало

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Был ли шпионом Миклухо-Маклай? Первые сведения о захвате Берега Маклая были получены в Сиднее 17 декабря 1884 года и через два дня появились в местных газетах. Тогда же об этом узнал Миклухо-Маклай. Внезапная аннексия «его» берега явилась для ученого тяжелым ударом. Он

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

КРЕСТИНСКИЙ Николай Николаевич (13.10.1883 - 15.03.1938). Член Политбюро ЦК РКП(б) с 25.03.1919 г. по 16.03.1921 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) с 25.03.1919 г. по 16.03.1921 г. Секретарь ЦК РКП(б) с 25.03.1919 по 16.03.1921 г. Член ЦК партии в 1917 - 1921 гг. Член КПСС с 1903 г.Родился в г. Могилеве в семье учителя. Украинец. В. М.

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Из книги Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

Из книги автора

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846–1888) Родился в селе Рождественское, бывшей Новгородской губернии в семье инженера. Обучался в Петербургском университете и там вступил в студенческий демократический кружок. В 1864 году университетские власти напали на след

Из книги автора

Николай Николаевич Покровский Исчезновение Штюрмера произошло столь же просто и незаметно, сколь торжественно было его вступление. Никаких официальных прощаний, как при уходе Сазонова, никаких адресов от ведомства, никаких прощальных визитов, хотя бы в виде

Из книги автора

Николай Николаевич ГУБЕНКО - Когда и где Вы познакомились с Высоцким?- Скорее всего здесь, в театре. Я пришел сюда в 1964 году за месяц до основания новой Таганки. У нас во ВГИКе был спектакль «Карьера Артура Уи», и мы играли его уже около года. Причем играли на разных

Николай Миклухо-Маклай родился 17 (5) июля 1846 года в семье железнодорожного инженера. Место рождения - село Языково-Рождественское Боровичского уезда Новгородской губернии.

Потомственное дворянство для семьи заслужил запорожский казак Степан Миклуха, отличившийся при взятии Очакова. В 1858 году семья переехала в Санкт-Петербург, где Николай продолжил обучение во Второй Санкт-Петербургской гимназии. Не окончив гимназию, Миклухо-Маклай стал вольнослушателем на физико-математическом факультете Петербургского университета.

Учеба продолжалась недолго. Миклухо-Маклай, активный участник студенческих волнений, был отчислен из университета без права поступления в другие. Студенческое землячество поддержало опального товарища. Были собраны деньги, на которые он уехал в Гейдельбергский университет в Германии, где продолжил учебу - на философском факультете. Вскоре он перевелся на медицинский факультет Лейпцигского, а затем Йенского университета. Здесь он познакомился с известным зоологом Э. Геккелем, вместе с которым в качестве ассистента совершил путешествие на Канарские острова и в Марокко. Окончив университет, Николай Николаевич совершил самостоятельное путешествие по побережью Красного моря и 1869 году вернулся на родину.

Здесь Николай Николаевич перешел к активному изучению вопросов естествознания, антропологии, этнографии и географии, и следующей страницей в биографии Миклухо-Маклая становится длительное путешествие, в которое он отправился в 1870 году. На военном корабле «Витязь» он достиг Новой Гвинеи. Здесь, среди аборигенов (папуасов), он провел два года, изучая их быт, обычаи, религиозные обряды. Позже начатые наблюдения он продолжил на Филиппинах, в Индонезии, на полуострове Малакка и островах Океании.

В 1876-1877 годах он вернулся на уже изученные берега северо-восточной Новой Гвинеи. Плохое самочувствие и общее истощение вынудили его покинуть остров и отбыть в Сингапур. Лечение продолжалось шесть месяцев. Средств вернуться в Россию не было, и он переехал в Австралию, где одно время жил у российского вице-консула.

Потом он перебрался к общественному деятелю, ученому-зоологу и председателю Линнеевского общества Нового Южного Уэльса У. Маклею. С его помощью было реализовано предложение Миклухо-Маклая - строительство Австралийской зоологической станции, которая в дальнейшем получила название Морской биологической станции.

В 1879-1880 годах он - участник экспедиции на острова Меланезии и снова возвращается в «родные» места Новой Гвинеи.

В 1882 году Миклухо-Маклай вернулся в Россию. В его планах было строительство русской станции и русского поселения в Новой Гвинее, но никто их не поддержал. Практически безрезультатно закончилась и аудиенция у императора Александра III. Правда, небольшая помощь все-таки была оказана: погашены долги и выделены средства на дальнейшие исследования и издание научных трудов.

В 1883 году Николай Николаевич вернулся в Австралию, где женился на Маргарите Робертсон, дочери крупного землевладельца.

В 1886 году ученый снова приехал в Россию и предложил императору «Проект развития Берега Маклая» в целях противодействия колонизации острова Германией. Положительного решения по данному проекту так и не было принято.

2 (14) апреля 1888 года великий российский ученый скончался в клинике Виллие в Санкт-Петербурге. Изношенный организм не смог справиться с обострившимися болезнями.

После смерти Николая Николаевича его жена и дети вернулись в Австралию. В знак высоких заслуг ученого до 1917 года они получали пенсию, которая выплачивалась из личных денег Александра III и Николая II.

В 1996 году в ознаменование 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.

Миклухо-Маклай Николай Николаевич (5 (17) июля 1846(18460717), село Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния — 2 (14) апреля 1888, Санкт-Петербург) — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. Этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Маклая.

Считается, что Николай Николаевич впервые описал зверька кускуса, живущего на Новой Гвинее.

… именно на этом малоизученном острове первобытные люди менее всего затронуты влиянием цивилизации и это открывает исключительные возможности для антропологических и этнографических исследований. (из статьи "Почему я выбрал Новую Гвинею?")

Миклухо-Маклай Николай Николаевич

Автор около 160 научных трудов. Был защитником колониальных народов. Выступал против расизма и колониализма. Также призывал, царское правительство вступиться за аборигенов Новой Гвинеи, так как видел, как порой ужасно с ними обращались колониальные войска Германии, выступал с докладами в защиту народов в Русском географическом обществе.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в Новгородской губернии семье железнодорожного инженера Н. И. Миклухи — инженера-путейца, строителя Николаевской железной дороги и первого начальника Московского вокзала. Его отец, Николай Ильич Миклуха, родился в 1818 г.в Стародубе Черниговской губернии. Прадеду, запорожскому козаку Степану Миклухе было дано дворянское звание за героизм при штурме Очакова (во время российско-турецкой войны). Мать, Екатерина Семеновна, урождённая Беккер, полька по национальности. До сих пор среди жителей стародубского села встречаются носители фамилий Миклуха, Миклухин. Вторая часть фамилии знаменитого путешественника добавилась позже, после его экспедиций в Австралию.

Позднее семья переехала в Санкт-Петербург, где с 1858 года Николай продолжил обучение во Второй Санкт-Петербургской гимназии. Окончив курс гимназического обучения, Миклухо-Маклай в качестве вольнослушателя продолжает обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета. Учёба не была долгой. В 1864 году, за участие в студенческих сходках Миклухо-Маклая отчисляют из университета и он, на средства собранные студенческим землячеством, уезжает в Германию. В Германии он продолжает учёбу в Гейдельбергском университете, где изучает философию. Через год Миклухо-Маклай переводится на медицинский факультет Лейпцигского университета, а затем Йенского университета. В Йенском университете Николай знакомится с известным зоологом Э. Геккелем, под руководством которого начинает изучать сравнительную анатомию животных. В качестве ассистента Геккеля Миклухо-Маклай совершает путешествие на Канарские острова и в Марокко. После окончания университета в 1868 Миклухо-Маклай совершает самостоятельное путешествие по побережью Красного моря, а затем, в 1869 году, возвращается в Россию.

Кругозор молодого исследователя расширился, и он перешёл к более общим вопросам естествознания — антропологии, этнографии, географии. В этих областях Миклухо-Маклаю удалось достичь определенных успехов. Особенно интересен его вывод о том, что культурные и расовые признаки различных народов обусловлены природной и социальной средой. Также много внимания он уделял идее и практике создания Зоологических станций. Так в 1869 году в Москве на II съезде естествоиспытателей и врачей выступил Миклухо-Маклай, призвавший создавать морские биостанции для развития исследований на морях. Съезд поддержал его и принял решение о создании Севастопольской биостанции.

Совершает Миклухо-Маклай и очередное крупное путешествие. В 1870 году на военном корабле «Витязь» он отправляется в Новую Гвинею. Здесь, на северо-восточном берегу этого острова, он проводит два года за изучением быта, обычаев, религиозных обрядов аборигенов (папуасов). Начатые на Новой Гвинее наблюдения Миклухо-Маклай продолжает на Филиппинах, в Индонезии, на юго-западном берегу Новой Гвинеи, на полуострове Малакка и островах Океании.

В 1876—1877 годах ученый снова проводит несколько месяцев на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, вернувшись к тому племени, жизнь которого он наблюдал ранее. К сожалению, пребывание его на острове было недолгим, и признаки анемии и общего истощения вынудили его покинуть остров и отбыть в Сингапур. Лечение заняло более полугода. Недостаток финансовых средств не позволил Миклухо-Маклаю вернуться в Россию, и он был вынужден перебраться в Сидней (Австралия), где поселился у российского консула. Затем Миклухо-Маклай некоторое время живёт в Английском клубе, а потом перебирается в дом общественного деятеля, учёного-зоолога и председателя Линнеевского общества Нового Южного Уэльса У. Маклея. Маклей помогает Миклухо-Маклаю реализовать высказанную им на Линневском обществе идею строительства Австралийской зоологической станции. В сентябре 1878 года предложение Миклухо-Маклая было одобрено и в заливе Уотсон-Бэй (англ. Watsons Bay) по проекту сиднейского архитектора Джона Киркпатрика начато строительство станции, которая получила название Морской биологической станции.

Мореплаватель Миклухо-Маклай

Николай Миклухо-Маклай был этнографом, исследовал жизнь племен, населявших тропические острова. Проявив огромное мужество и бесстрашие, он сумел подружиться с папуасами Новой Гвинеи и до сего времени, по прошествии почти полутора столетий, память о нем там священна.

Успех ученого может объясняться тем, что он считал туземцев такими же людьми, как он сам, относился к ним с уважением, без того чувства превосходства, какое было свойственно некоторым путешественникам. Своими работами он доказал ненаучность расизма.

Миклухо-Маклай учился в Петербургском университете, в университетах Германии, где изучал философию и медицину. Жил впроголодь, но работал необыкновенно много. Первая его научная поездка - на Канарские острова в 1866 году. Два года он работал там с великим зоологом Эрнестом Геккелем, потом - на острове Сицилия и на почти совсем неизученном Красном море.

Он был уже опытным зоологом, когда главным его интересом стала антропология - наука о человеке, а затем и этнография. Эта наука сделала его мореплавателем.

В свое первое плавание он отправился в 24 года - к берегам Новой Гвинеи на корвете «Витязь». Во время захода судна в Англию он сумел получить несколько приборов и провел исследования в Атлантическом и Тихом океанах: измерял глубины, температуру воды и соленость на разных уровнях. Также первыми были и его метеорологические наблюдения на берегу Новой Гвинеи, который теперь на карте мира обозначен как Берег Маклая. С 1871 по 1883 годы Маклай совершил более 15 плаваний, и провел в океане в общей сложности около трех лет, посетив девять морей и только в тропиках преодолев около 175 тысяч километров. Если же к этому добавить переходы из Петербурга в южные моря и обратно, то путь достиг бы трехсот тысяч километров. Это почти расстояние от Земли до Луны. И на каких только судах не приходилось ему плавать: - и на русских военных кораблях, и на пассажирских пароходах разных стран, и на совсем небольших промысловых шхунах, и на туземных лодках.

Н. Н. Миклухо-Маклай

Для папуасов Мак лай был, как мы сейчас сказали бы, инопланетянином, да и они для него были тоже людьми другой цивилизации. И проблема была та же, что при встрече обитателей разных планет: найти контакт, обнаружить что-то общее, связующее. Ведь те, кто уничтожал негров и индейцев, обращал их в рабство, не считали их за людей, во всяком случае, за полноценных людей.

Вот как описал он свою первую встречу с папуасом, когда его оставили одного на берегу Залива Астролябии: «Послышался шорох... Я увидел в нескольких шагах, как будто выросшего из земли человека, который поглядел в мою сторону и кинулся в кусты. Почти бегом пустился за ним по тропинке, размахивая красной тряпкой... Он оглянулся и, видя, что я один, без всякого оружия и знаками прошу его подойти, остановился. Я медленно приблизился... и молча подал ему красную тряпку. Он принял ее с видимым удовольствием и повязал себе на голову...»

Когда Маклай был приглашен в туземную деревню, то долго колебался: брать ли с собой револьвер, ведь он не знал, как к нему отнесутся островитяне, и в то же время понимал, что оружие может разрушить все надежды на установление контакта. Ему стало ясно, что «...сила должна заключаться в спокойствии и терпении». И он оставил револьвер в хижине.

Папуасы Новой Гвинеи (с рисунков Миклухо-Маклая)

Папуасы все же напали на него, вокруг засвистели стрелы, острие копья остановилось у самого лица, Маклай подумал: «Хорошо, что оставил оружие дома...» Он нашел единственно верное решение: расшнуровал ботинки, расстегнул пояс, улегся на циновку, закрыл глаза и... заснул. Проспал два часа, а когда открыл глаза, то увидел, что туземцы мирно сидят вокруг и смотрят на него. Он победил агрессию доверием и беззащитностью...

Пятнадцать месяцев прожил Миклухо-Маклай среди папуасов Новой Гвинеи. А потом вернулся, когда потребовалось защитить их от колонизаторов. Он пытался образовать государство - независимый Папуасский Союз, но это было совершенно невозможно.

Только через 12 лет, в 1882 году, вернулся Миклухо-Маклай в Россию - больной и весь в долгах. Расплатиться с ними, хотя бы частично, помогла объявленная в газетах общественная подписка; в ней приняли участие основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, писатель Иван Тургенев и многие другие. Лев Толстой писал ему:

«Ваш опыт общения с людьми составит эпоху... в науке о том, как жить людям друг с другом...»

Прожил Миклухо-Маклай всего сорок два года, и похоронен в Санкт-Петербурге.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих географических открытий автора

ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ (подвиг Миклухо-Маклая) Говорят, однажды Диоген днем со свечой стал что-то искать. Его спросили, что он делает? «Ищу человека!» - ответил философ.Странным образом с давних пор, совершая географические открытия, люди были озабочены поисками

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭН) автора БСЭ

Фёдоров Иван (мореплаватель) Фёдоров Иван (г. рождения неизвестен – умер 1733), русский мореплаватель. Весной 1731 в составе экспедиции на судне «Св. Гавриил» перешёл из Болынерецка в Нижнекамчатск. В 1732 принял командование судном. Ф. и его спутники, среди которых находился

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.) ученый, путешественник Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Генрих Мореплаватель В начале XV века Португалия не играла заметной роли в международной жизни. Она была одним из мелких государств, занимавших Пиренейский полуостров.Уже с середины XIII века определились те границы Португалии, которые существуют до сих пор. Ей удалось

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Н. Н. Миклухо-Маклай С давних пор, совершая географические открытия, люди искали драгоценные камни и металлы, лес и пушнину, пряности и благовония, - но только не ЧЕЛОВЕКА. Лишь после эпохи Великих географических открытий учёные стали обращать внимание на разнообразие не

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

За что португальский принц Генрих Мореплаватель получил свое прозвище? Генрих Мореплаватель (1394–1460), четвертый сын португальского короля Жуана I, прославился как организатор морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и западным берегам

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

И И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник Из стихотворения «Стансы» (1826) А. С. Пушкина (1799-1837). Так поэт говорит о разносторонней деятельности Петра Первого: Самодержавною рукой, Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846–1888) Русский этнограф. Изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870–1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (ныне Берег Миклухо-Маклая). Выступал против расизма.Миклухо-Маклай

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные