Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Иран. Великобритания и СССР оккупировали Иран с 1941

1942 договор о выводе войск не позднее 6 месяцев с окончания войны - 1946 англичане вывели войска, а мы там оставались и не давали подавить Ирану восстание в Иранском Азербаджайне (Иран опасался, что СССР хочет присоединить Иранский Азербайджан к своей Азербайджанской ССР и обратился с жалобой в СБ ООН).

После переговоров пришли к компромиссу. СССР выводит войска, а в обмен создается Советско-иранского нефтяного общества. Итог - обострение отношений и одна из причин Холодной войны.

Турция. Главным был вопрос по проливам. После смерти Ататюрка в 1938 политика Турции изменилась на сотрудничество с Германией. нота СССР 7 августа 1946 - требовали от Турции создать базу на Босфорах + совместное решение по открытию закрытию Босфора и Дарданелл, Турция не ответила, нота висела до смерти Сталина до 1953г.

Греция. В Ялте Сталин и Черчилль договорились, что Греция отходит в сферу влияния Великобритании, а Болгария и Румыния Советского Союза. В Греции началась гражданская война между коммунистами и монархистами. Великобритания считала, что СССР поддерживает коммунистов и нарушает Ялтинские соглашения.

22 февраля 1946 длинная телеграмма Кеннета - «сдерживание» Москвы, то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести. Взаимодействие с СССР только силой.

Вопрос 16. Становление системы трансатлантических отношений: «план Маршалла» и образование НАТО.

Трансатлантические отношения - отношения между США и странами Западной Европы.

После ВМВ первоначально страны Западной Европы попытались сами создать структуры безопасности с опорой на собственные силы.

1947 Дюнкеркский пакт - договор между Францией и Великобританией о союзе и взаимопомощи сроком на 50 лет, 17 марта 1948 г. пять западноевропейских государств - Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция заключили т. н. Брюссельский пакт - создание Западноевропейского союза. Первые три статьи Договора были посвящены соответственно экономическому, социальному и культурному сотрудничеству, но именно создание «коллективной самообороны» против возможного агрессора (в первую очередь СССР) стала сущностью этого документа. (начало оформления Североатлантического альянса).

Главная проблема - экономическая, Западная Европа лежала в руинах, и нуждалась в помощи. Американцы предоставили помощь, так как боялись, что пойдет распространение коммунизма в этих страны.

План Маршалла (принят 1948) - программа помощи Европе после Второй мировой войны. (на базе плана создание организации ОЭСР).

Ситуация меняется после Первого Берлинского кризиса 1948, сами Европейские структуры (Брюссельский и Дюнкерский пакты) не в состоянии защитить Западную Европу. Вот после этого приглашают США (в США принимают резолюцию Ванденберга - дает право вступать США в мирные союзы в мирное время)

Североатланти́ческий догово́р (Вашингтонский) 4 апреля 1949; важные статьи: 4 - консультации по внешнеполитическим проблемам и 5 - взаимопомощь в случае нападения (коллективная безопасность). На этой основе в 1951 году создание НАТО. Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие СССР. Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

Вопрос 17. Формирование международной хозяйственной системы: Бреттон-Вудские соглашения и ГАТТ.

Поскольку ВМВ возникла из Великой депрессии 29-33 годов, в ходе войны встал вопрос, как не допустить подобное. Американцы решили проблему путем создания международной экономической системы.

1944 Бреттон-Вуддская конференция - подписаны соглашения: статусы мировых резервных валют, как расчетных средств: доллар с золотым обеспечение и фунт стерлинга серебряным обеспечением;

3 основные структуры:

  1. всемирный банк

(расширение международной торговли, а важнейшим условием достижения этой цели - поддержание стабильности курса валют стран-участников путём предоставления средств для выравнивания их платёжных балансов.), МБРР (оказание помощи государствам-членам в реконструкции и развитии их хозяйства.).

Советский союз подписал, поставив два условия для ратификации:

  1. расширение квоты СССР в МФВ
  2. признания рубля третьей мировой резервной валютой (Рузвельт соглашался. Трумэн отказался, СССР не ратифицировало).

1947 создание ГАТТ - снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения. (1986 уругвайский раунд, итог создание ВТО 1995).

Вопрос 18. Истоки и первый этап процесса европейской интеграции (середина1940-х – начало 1970-х гг.)

Истоки европейской интеграции начинаются после ВМВ, которая разрушила все бывшие крупные великие державы Европы и серьезно ослабила ВБ;

Толчком к европейской интеграции стала политики США, в 1947 госсекретарь Маршал выдвинул план создания Европейского экономического пространства (ЕЭП) (как условие выделение фин.помощи европейских странам), в рамках этого плана начинается денационализация.

Создание ЕОУС 1951 - своя столица в Страсбурге, был собственный парламент; входила Франция, ФРГ, Италия и Бенилюкс.

Третий этап. 1957 год Римский договор и создание еще двух объединений ЕвроАтом и ЕЭС (ликвидация всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала). Римский договор предполагал один очень важный момент, что через 10 лет в 1967 произойдет слияние 3 институтов управления в единую структуру и переход от принципа голосования консенсусом к модифицированному большинству.

Люксембургский компромисс. Французы были этим очень недовольны и организовали кризис пустого места (единогласное принятие решений постепенно должно вытесняться принятием решений квалифицированным большинством) итог Люксембургский компромисс 1966 (основные вопросы решаются квалифицированным большинством, а принципиальные консенсусом).

В начале 70-ых происходит первое расширение ЕЭС + ВБ, Ирландия и Дания

Англичане пытались создать альтернативу с 1959г. 1960г Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - провалилась., так как не было реальных границ между этими странами (Дания, Швеция, Португалия)

После ухода Де Голля преодолели французское сопротивление. Американцы подталкивают Великобританию к вступлению в ЕЭС и Британия пошла на это, приобретя новый статус. Лондон приобрел статус основного финансового моста между северной Америкой и остальной Европой.

1973 год вступление Британии в ЕЭС! - позволило предотвратить любой вариант антиамериканского европейского сообщества.

Вопрос 19.Образование «социалистического содружества» во второй половине 1940-х годов.

Народная демократия в Европе. 3 принципа: сохранение частной собственности, многопартийность и лояльное отношение к церкви (в отличие от социализма в СССР).

1 этап: 1945-47 кроме Югославии везде у власти находились коалиционные правительства. С преобладанием левых сил, но еще далеко не социалистические.

2 этап: с 1947 года - Советский союз приступает к консолидации. Длится до 1949 года.Ппроисходит смещения режимов в Польше, Чехословакии, поскольку они продолжали переговоры по плану Маршалла;

3 этап: после 1949 выпадает Югославия. Конфликт из-за Албании и Южно-славянская федерация. (руководители Компартии Югославии отказались подчиниться Сталину по вопросу о включении Югославии в Балканскую федерацию, СССР поддержал Болгарию, произошёл разрыв межгосударственных и межпартийных связей с СССР. В 1949 году советское руководство разорвало Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией.; Тито строил социализм с человеческим лицом);

1949 создание Совета Экономической Взаимопомощи (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия), наша альтернатива + серия перекрестных договоров: 1947 польско-чехословацкий договор, Болгарии с Румынией (прекращение спора из-за присоединенной к Болгарии Южной Добруджи) (1948 СССР с Румынией и Венгрией, с Болгарией); цель - недопущение возникновения в регионе конкурирующих блоков и группировок.

4 этап: создание ОВД - военно-политический блок 14 мая 1955 (подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией) в ответ на вступление ФРГ в НАТО 1954 год; государства - участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

В чем состояли основные положения концепции «отбрасывания коммунизма»?
2. Какова была военная составляющая концепции «отбрасывания»?
1. В последние годы президентства Трумэна США ужесточили свои подходы во внешней политике, это было вызвано как далеко не полным успехом в Корейской войне, так и осложнением внутренней ситуации («охота на ведьм» - антилевая и антикоммунистическая истерия, оказавшая сильное давление на политическую позицию американской администрации).
В Вашингтоне внимательно следили за переменами в Москве. Новое республиканское руководство не исключало, что смена власти в СССР может пойти во благо США. Поэтому в Вашингтоне были готовы к диалогу с Москвой - хотя бы с целью прозондировать позиции новых советских лидеров.
Новая администрация пришла к власти под лозунгами критики демократов за их «примиренчество» по отношению к «коммунистической экспансии». Республиканцы считали концепцию «сдерживания» неадекватной, потому что она будто бы обрекала США на оборонительную роль, неэффективную, как полагали в новой администрации, перед лицом «всемирного наступления коммунизма». Республиканцы стремились предложить доктрине сдерживания альтернативу в наступательном духе. Эту роль должна была выполнить концепция «отбрасывания коммунизма», по-другому называемая концепцией «освобождения».
Ключевое слово
Отбрасывание коммунизма - концепция внешней политики США, принятая при администрации Д. Эйзенхауэра и предполагавшая масштабное давление, в частности, угрозу ядерно-силового удара, на социалистические страны с целью заставить их отступить от уже существующих рубежей сфер влияния, сократить их пределы, пойти на уступки, в том числе по вопросам внутренней жизни.
Впервые ключевые идеи новой концепции были сформулированы в мае 1952 г. в журнале «Лайф» в статье деятеля республиканской партии Дж. Ф. Даллеса, озаглавленной «Политика смелости». После того как в 1953 г. в новой администрации республиканцев он был назначен на пост государственного секретаря, выдвинутые в 1952 г. постулаты стали во многом определять реальную внешнюю политику США. Идея Дж. Ф. Даллеса состояла в оказании на СССР и другие социалистические страны давления посредством угрозы применить массированный ядерный удар. Таким образом Дж. Ф. Даллес предполагал сковать активность социалистических государств и заставить их учитывать возможность удара США в своей внутренней политике. Имелось в виду, что коммунистические власти «из страха» перед Вашингтоном станут проводить менее репрессивную политику в отношении своих граждан.
Ожидалось, что и сами граждане, поняв причины страхов «своих» правительств, будут активнее бороться против них «снизу». Благодаря этому в коммунистических обществах потенциал «освободительных тенденций» станет расти, а репрессивных - уменьшаться. Все это приведет к «освобождению» социалистических стран от «гнета коммунизма». Примером, на который ссылался Дж. Ф. Даллес в подтверждение утопических гипотез, была Югославия, отошедшая от союза с Москвой после советско-югославского конфликта. Югославский случай должен был иллюстрировать «отбрасывание», «оттеснение» СССР вглубь Евразии, подальше от Западной Европы, Балкан и Ближнего Востока.
Официально Дж. Ф. Даллес представил свое видение международных реалий 15 января 1953 г. в выступлении перед сенатской комиссией по иностранным делам. Он заявил о намерении заменить политику «сдерживания» на новую - «более динамичную». Даллес призывал к «освобождению» от коммунизма народов восточноевропейских стран и
Советского Союза. Хотя минусы подхода Дж. Ф. Даллеса-теоретика к оценке международных реалий были очевидны американским экспертам, его назначение на пост главы внешнеполитического ведомства США означало, что новая администрация намерена пользоваться угрозой применения ядерного оружия против своих оппонентов. С1953 г. и до Карибского кризиса 1962 г. ультиматумы, содержащие прямые угрозы применения военной силы, были распространенным явлением в отношениях между ведущими державами и международных отношениях в целом.
2. С концепцией «отбрасывания», которая была призвана дать общее обоснование внешнеполитической платформе США, были связаны две военные доктрины - «нового взгляда» и «массированного возмездия».
Ключевое слово
Доктрина массированного возмездия - военно-политическая доктрина США, принятая при администрации Д. Эйзенхауэра, и предполагавшая в ответ на даже ограниченное нападение СССР на США нанести ответный удар всей мощью американского ядерного потенциала страны.
Смысл доктрины «нового взгляда» (изложена в докладе СНБ 8 августа 1953 г.) состоял в констатации: ядерная составляющая вооруженных сил страны обходится бюджету дешевле, чем содержание обычных вооруженных сил, применение которых способно обеспечить эффект, сравнимый с эффектом от применения ядерного оружия. Это было циничное, но точное наблюдение. Из него следовало, что Соединенным Штатам не нужно содержать большую армию в Европе, а достаточно нарастить количество ядерных боезарядов и средств их доставки на национальной территории США.
Американская администрация считала ошибкой «размазывание» американских воинских контингентов по периферии границ СССР. Она считала нужным побудить концентрировать вдоль советских границ войска те страны, которые могут быть в этом непосредственно заинтересованы по соображениям собственной безопасности. Советский Союз предполагалось окружить силами приграничных с ним союзных Вашингтону стран. Предлагалось «разделение труда»: американские союзники должны были оказывать давление на СССР силами обычных вооружений, а на США возлагалась задача нанесения «возмездного» удара по потенциальному агрессору с американской национальной территории. В таком случае Соединенным Штатам не имело смысла сохранять в Европе свое массивное присутствие живой силой. Военный контингент США в Старом Свете молено было сократить, к чему и стремился Д. Эйзенхауэр.
Доктрина «массированного возмездия» (провозглашена 12 января 1954 г. в выступлении Дж. Ф. Даллеса в нью-йоркском Совете по международным отношениям), в понимание американской администрации, была инструментом психологического давления. На каждый случай «коммунистической экспансии» Даллес предлагал «отвечать немедленно, немедленно по нашему собственному усмотрению». Вашингтон оповещал о своей готовности в случае даже ограниченного нападения на США применить всю мощь ядерного потенциала в качестве возмездия за посягательство на безопасность Соединенных Штатов.
Открывался вопрос о возможности вертикальной эскалации конфликта («стратегия быстрой эскалации», принята странами НАТО 17 декабря 1954 г.): случайный конфликт с участием США мог перерасти в большую войну с использованием ядерного оружия. Устанавливался очень низкий порог ядерного конфликта. Опасность доктрины заключалась в том, что она легализовала «превентивный удар» - даже малый конфликт с СССР теперь предполагал применение против него всех сил и средств США в порядке предупреждения новых ударов с его стороны. Доктрина массированного возмездия в литературе именуется еще и доктриной «массированного превентивного удара».
Американские новации были рискованными. С осени 1949 г. СССР был ядерной державой, в августе 1953 г. он успешно испытал термоядерное оружие (водородную бомбу). Западные исследователи отмечали, что хотя США провели испытание своего термоядерного устройства в 1952 г., «полноценная», т.е. пригодная для боевого применения, водородная бомба была построена и испытана в Советском Союзе раньше, чем в США. В мае 1954 г. на военном параде в Москве конструкторское бюро А. Н. Туполева продемонстрировало первые четыре межконтинентальные бомбардировщика, способные достигать территории США через Северный полюс и возвращаться обратно. Правда, Соединенные Штаты сохраняли превосходство по количеству ядерных зарядов и средств их доставки.
Минимум знаний
1. Концепция «отбрасывания», по мысли ее создателей, должна была носить более наступательный характер, чем «сдерживание». Используя угрозу массированного ядерного удара, предполагалось устрашить коммунистические режимы, заставить их пойти на уступки и поддержать внутренние антикоммунистические движения, которые смогли бы «сбросить» репрессивные режимы.
2. Военные доктрины «новый взгляд» и «массированное возмездие» делали упор на развитие ядерного потенциала США. Эти доктрины исходили из относительной дешевизны ядерного оружия по сравнению с обычными вооружениями. Допускалось массированное применение ядерного оружия в ответ даже на ограниченный удар со стороны СССР

Претензии на мировое господство

После Второй мировой войны центр мировой геополитической мысли переместился в США. Резкое доминирование США в миро­вой экономике трансформировалось в претензии на мировое гос­подство, их экспансию за пределы Западного полушария. В нема­лой степени этому способствовало и обладание США ядерным оружием. Впервые идея гегемонии США в Евразии казалась реаль­ностью. Американские геополитики оценивали США после Второй мировой войны как первого в мире полноценного гегемона, по­скольку только США за всю историю удалось осуществить гегемо­нию над Европой.

Однако американские претензии на мировое господство были развеяны усилиями СССР и его союзников по мировой системе социализма. Мировое геополитическое пространство после Второй мировой войны довольно быстро упростилось до бинарного строе­ния, т.е. противоборства двух сверхдержав. В римленде образовыва­лись военно-политические союзы, шло действительно серьезное противостояние между США и СССР, начиная с войны в Корее (1950-1953) и кончая войной в Афганистане (1979-1988). Понятия «Запад» и «Восток» приобрели идеологическое измерение. Если внешняя политика СССР идеологически обосновывалась антиимпе­риализмом, то США объявили себя защитниками свободного мира. По этому принципу расположенная на Дальнем Востоке Япония стала частью Запада. В противовес НАТО в 1949 г. СССР образовал военный блок Организации Варшавского договора (распущен 1 апреля 1991 г.).

После распада СССР в 1991 г. и крушения коммунистической системы политический ландшафт стал приобретать черты модели однополярного мира во главе с США. Впервые в геополитической истории США со времен Первой мировой войны идея мирового господства начала обретать реальные черты. После «холодной войны» задача США состоит в контроле над всей Евразией как ключевой геополитической ареной. 3. Бжезинский в книге «Великая шахмат­ная доска» (1998) писал:

Сегодня геополитический вопрос более не сводится к тому, какая часть Евразии является отправной точкой для господства над кон­тинентом, или к тому, что важнее: власть на суше или на море. Геополитика продвинулась от регионального мышления к глобаль­ному, при этом превосходство над всем Евразийским континентом служит центральной основой для глобального главенства.

Однако заметим, что для глобального господства США не хва­тает самую малость - подчинить своему влиянию Россию.

Доктрина сдерживания и ее разновидности

Во второй половине XX в. американская геополитика развивала преимущественно идеи Н. Спайкмена, направленные на обоснова­ние военных форм контроля над Хартлендом, дополняя их опреде­ленными новеллами. Вся американская политика в зоне римленда была ориентирована на предотвращение советского доминирования в Евразии и в Мире-Острове в целом. Хотя по мнению американ­ского исследователя Дж. Гэддиса, США в 1945 г. придерживались политики «единого мира», пытаясь интегрировать СССР в новый мировой порядок. Политика «сдерживания путем интеграции» по­терпела неудачу. СССР преследовал иные политические цели, и универсалистские идеи были бесполезны. Тогда в 1947 г. в отноше­ниях с СССР была взята более твердая линия - так называемая позиция «терпения и твердости» Г. Трумэна.


В условиях «холодной войны» в американской геополитике политика сдерживания СССР стала главной темой. Многообразие направлений американской послевоенной мысли препятствовало выработке доктринальных основ анализа геополитических отноше­ний в условиях блокового проти­востояния. Необходим был но­вый подход, который бы объеди­нил их, указал на главный аспект противоборства.

«Политика сдерживания» Дж. Кеннана

В 1947 г. в журнале «Foreign Afters» под псевдонимом «Икс» была опубликована статья «Истоки советского поведения». Ее авто­ром был американский дипломат Джордж Кеннан (1904-2005), ко­торый сформулировал теоретиче­ские основы «политики сдерживания» СССР. Статья Дж Кеннана при­обрела концептуальный характер и стала «манифестом» политики сдерживания, оказав существенное влияние на последующее разви­тие геополитической теории в США.

Согласно Кенанну, в основе «политики сдерживания» должен лежать ментальный фактор, значение которого прежде игнорирова­лось. В современных геополитических моделях он приобрел решаю­щую роль: противоборство перешло в область идей и ценностей. Кеннан объяснял природу оппозиционности внешней политики СССР в отношении западных держав изначальным свойством комму­нистического мировоззрения и советской системы - враждебностью к внешнему миру. Ее смысл состоит в том, чтобы противодействовать «русским при помощи всегда имеющейся в наличии противостоящей силы в любой точке, где проявляются признаки покушения на ин­тересы мирного и стабильного мира».

Несущей конструкцией советской системы власти, по Кеннану, является политическая и идеологическая монополия КПСС, опи­рающаяся на поддержку масс. Отсутствие легитимной процедуры передачи власти (например, через выборы) ставит тоталитарную систему в зависимость от наличия единства внутри партии, не до­пуская при этом в ней малейших противоречий. Если в какой-то момент, различные соискатели власти будут аппелировать к поли­тически незрелым и неопытным массам, стремясь найти у них под­держку своим определенным требованиям, то это может привести к фундаментальной трансформации СССР. В этом случае невероят­ные последствия наступят для коммунистической партии:

ибо членство в ней в широком плане основывается на железной дисциплине и повиновении, а не на искусстве компромисса и вза­имного приспособления. Если вследствие указанного произойдет что-либо, что разрушит единство партии и эффективность ее как политического инструмента, Советская Россия за одну ночь из одно­го из самых сильных национальных сообществ превратится в одно из самых слабых и жалких.

Опираясь на «доктрину сдерживания» и в соответствии с моделью Хартленд-Римленд, президент США Г. Трумэн проводил политику противостояния давлению СССР. Американские политики полагали, «что без принятия Соединенными Штатами политики сдерживания Советский Союз неизбежно распространил бы свою экспансию на всю Европу».

Были образованы военные блоки для «изоляции» Хартленда (СССР и его союзников). Они как кольца «анаконды» почти пол­ностью окружили Хартленд поясом. В настоящее время прием в НАТО стран Центрально-Восточной Европы можно расценивать как продвижение Запада в зону Римленда.

HATO (North Atlantic Treaty Organisation) - военно-политическая орга­низация 20 государств-членов в Европе и Северной Америке: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Ита­лия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция. Причем Франция в 1966 г. вышла из интегрирован­ной военной структуры этой организации. СЕНТО в Западной Азии пер­воначально называлось Багдадским пактом и включало Турцию, Ирак, Иран, Пакистан и Великобританию; США были представлены наблю­дателем. СЕАТО в Восточной Азии - Австралия, Новая Зеландия, Па­кистан, Таиланд, Филиппины, а также находящиеся вне этого региона страны - Великобритания и Франция.

Там, где изоляция нарушалась, после 1945 г. происходили столк­новения в форме конфликтов низкой интенсивности или локаль­ных войн.

Корейская война (1950-1953); восстание в Берлине 17 июня 1953 г.; восстание в Польше и Венгрии в 1956 г.; Берлинский кризис и возведе­ние Берлинской стены 13 августа 1961 г.; арабо-израильские войны в 1948-1949, 1967 и 1973 гг.; Суэцкий кризис 1956 г.; ввод войск Вар­шавского договора в Чехословакию в 1968 г.; война Франции против Вьетнама (1946-1956) и война США против Вьетнама (1965-1974); со­бытия в Камбодже с 1967 г., Лаосе с 1975 г.; постоянная военная по­мощь Израилю со стороны США и т.д.

Теория «домино» и финляндизация

«Доктрина сдерживания» приве­ла к созданию простых и локальных пространственных моделей, с помощью которых объяснялась и прогнозировалась геополитическая ситуация в отдельных секторах римленда. Затем эти модели распро­странялась и на другие районы Третьего мира. Следуя этим прин­ципам, У. Pocmoy, М. Тейлор и Р. Макнамара создали теорию «доми­но», ставшую классической аналогией таких моделей. Смысл теории «домино» состоял в том, что «падение»» одной страны-сателлита неизбежно приведет к ущербу интересам США в соседних странах. Так, потеря Камбоджи привела к усилению рисков в Таиланде, Ма­лайзии и примыкающих странах.

Администрация США, следуя теории «домино», не раз ставила в унизительное положение своих стратегических партнеров по НАТО. Так, во второй половине 60-х годов XX в. игнорирование нацио­нальных интересов Франции, которая рассматривалась как плац­дарм США для противостояния с СССР, заставило президента Шарля де Голля вывести Францию из НАТО.

В Западной Европе теория «домино» была заменена термином «финляндизация», который был введен Р. Левенталем в 1966 г. Как известно, Финляндия была в коалиции с Германией против СССР. Однако в 1944 г. СССР обязал эту страну изменить курс и вступить в борьбу против Германии. Парижский мирный договор был мягок по отношению к Финляндии. Она должна была уступить некоторые территории СССР, ограничить численность своей армии и выпла­тить СССР репарации на сумму в 300 млн долл. товарами. Финлян­дией управляли правительственные коалиции, в которых коммуни­сты играли важную роль. Ради обеспечения полного суверенитета во внутренних делах Финляндия воздерживалась от антисоветских действий. Допускалась экстраполяция такой модели на другие страны Западной Европы. При этом исходили из того, что СССР не будет осуществлять захват стран военным путем, но советское влияние будет распространено с помощью навязанного контроля политики стран, вовлеченных в сферу влияния СССР. Считалось, что Фин­ляндия является образцом такого процесса.

Концепция «динамического сдерживания» Г оэя

Существенные изме­нения в модель Спайкмена внес президент Национального инсти­тута общественной политики (Вашингтон) Колин Грэй. Одним из первых геополитиков он отметил тенденцию перехода от биполярно­го мира к мультжолярному. По мнению Грэя, СССР, осуществляя мировую экспансию, «перешел» границу сдерживания и утвердился по другую сторону Римленда. Это случилось после Карибского кри­зиса 1962 г., вызванного размещением СССР ракет средней дально­сти на Кубе. С этого момента СССР сконцентрировал свои усилия на проникновении в развивающиеся страны. Грэй считал, что США следовало пересмотреть свою «политику сдерживания» в римленде и направить ее на те регионы, которые находятся и вне римленда. Однако при этом ключевым регионом для США остается все же Евразия. Такую геополитику Грэй обозначил термином «динамиче­ское сдерживание». По окончании холодной войны Грэй предосте­регал от демонтажа американской инфраструктуры вследствие воз­можной внезапной смены демократической власти в России на тоталитарную.

Доктрина ядерного сдерживания Алперовица

Американский поли­толог Тар Алперовиц стал автором теории ядерного сдерживания, которая опиралась на учет новых реалий. Уже во время Второй мировой войны возник новый геополитический фактор, оказавший огромное влияние на все последующее развитие международных отношений - ядерное оружие, обладающее огромной разрушитель­ной силой. Атомная бомба давала США огромную геополитическую власть и означала мировое господство и контроль.

Американское правительство Ф. Рузвельта для достижения мировой ге­гемонии запустило «Проект Манхэттен» по созданию ядерной бомбы в Лос-Аламосе. Для его осуществления (с 1942 по 1945 гг.) были привле­чены лучшие западные ученые, включая немецких, которые были выве­зены из Европы еще в период войны, в проект было инвестировано око­ло 2 млрд долл.

Испытание первой атомной бомбы США произошло 16 июля 1945 г., т.е. перед началом Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.), на которой главы правительств главных держав - победитель­ниц во Второй мировой войне принимали решения о послевоенном устройстве мира. Президент США Г. Трумэн ни словом не обмолвился об испытании в Аламагордо (штат Нью-Мексико) И. Сталину, который возглавлял советскую делегацию в Потсдаме. Позже 6 и 9 августа 1945 г., по приказу Трумэна, на японские города Хиросима и Нагасаки, были сброшены две атомной бомбы, унесшие жизни свыше 200 тыс. человек.

В 1965 г. Гар Алперовиц ввел термин «атомная дипломатия». По его мнению, с учетом уроков «холодной войны» современная фаза геополитического развития должна учитывать влияние ряда факторов. С одной стороны, существование ядерных вооружений в известном смысле помогло предотвратить мировую войну из-за опасности взаимного гарантированного уничтожения противников. С другой - малые военные интервенции (Вьетнам, Афганистан, Персидский залив) продемонстрировали ограниченную полезность ядерного оружия, исходя из финансовых, моральных и политиче­ских оценок. Кроме того, поддержание массированного военного потенциала западными великими державами ведет к снижению их международной конкурентоспособности по сравнению со странами, которые не несут существенного военного бремени. В то же время реальной и непосредственной угрозой национальной безопасности является, конечно, ядерное оружие в руках безрассудной державы.

Испытание атомной бомбы в СССР в 1949 г. в Семипалатинске лиши­ло США глобального преимущества. Теперь любой конфликт междудвумя супердержавами будет ядерным с самого начала войны. Следова­тельно, главным является фактор внезапности. Затем постепенно сфор­мировался «Атомный клуб», куда вошли США (атомная бомба была взорвана в июне 1945 г., водородная - в ноябре 1952 г.); СССР (август 1949 г. и август 1953 г.); Великобритания (октябрь 1952 г. и май 1957 г.); Франция (февраль 1960 г. и август 1968 г.); Китай (октябрь 1964 г. и июль 1967 г.); Индия (май 1974 г.). После этого гонка вооружений про­исходила по линии военных технологий, связанных с повышением эф­фективности ядерного оружия.

В современной стратегии ядерного устрашения НАТО и в док­трине национальной безопасности России по-прежнему обосновыва­ется необходимость сохранить «перспективу» использования атом­ного оружия первыми. Многие политики и исследователи считают, что политика ядерного сдерживания воспитала политическую пси­хологию, исключающую достижение политических целей противо­борствующих идеологий военным путем.

Огромную угрозу миру представляет так называемое ядерное подполье. По оценкам экспертов, от 25 до 30 государств мира обла­дают возможностями для создания ядерного оружия. Угроза ядерного шантажа сегодня также исходит от террористических организаций.

Наряду с этим, более 100 стран стали участниками безъядерных зон. ЮАР отказалась от обладания ядерным оружием и демонтиро­вала созданные ядерные устройства. Все Южное полушарие объяв­лено безъядерной зоной планеты. После поражения в войне в Пер­сидском заливе Ирак был принужден Советом Безопасности ООН к демонтажу промышленного потенциала для создания оружия мас­сового уничтожения. Вслед за безъядерными зонами в Латинской Америке и в южной части Тихого океана появились безъядерные зоны в Африке и в Юго-Восточной Азии.

До недавнего времени главное внимание ядерных держав было направлено на поиски путей отказа от ядерного оружия главных претендентов в «Атомный клуб» - Индии, Пакистана и Израиля. Индия и Пакистан в мае 1998 г. провели ядерные испытания (Ин­дия - пять испытаний на полигоне Покхарап, а Пакистан - при­мерно столько же испытаний на полигоне в горах Чагай). Израиль вообще негативно относится к проблеме международного контроля над его ядерной программой, хотя в настоящее время никакой ядерной угрозы для Израиля практически не существует. Союзни­ческие отношения с США и фактические гарантии основ его безо­пасности лишают дальнейшие работы над ядерной программой убе­дительной мотивировки.

В опубликованной в “Журнале мировой политики” статье “Карточный дом”, (“Журнал мировой политики”, том 14, N.3, осень 1997г.; стр. 77-95 ) американский политолог Кристофор Лайн анализирует цели и задачи внешней политики США по отношению к Китаю.

Хотя субъект данной статьи американо-китайские отношения, тем не менее выводы, которые делает Лайн, применимы и по отношению к другим странам, в частности России и Германии.

Кристофер Лайн объясняет политику сдерживания Китая гео-стратегической политикой Америки, в проведении которой Америка намерена употреблять военную силу для того, чтобы не допустить развития Китая до статуса супер-державы и заставить, таким образом, Китай следовать диктату Вашингтона.

Подобное “сдерживание” должно поставить Китай в новые колониальные рамки, наподобие тех, в которых в настоящее время находится Россия.

Атакующие и защищающие реалисты

Рассуждая о гео-стратегических концепциях США Кристофер Лайне делает различие между двумя школами стратегического мышления: школой “атакующих” и школой “защищающих” реалистов.

Как “атакующие” так и “защищающие” реалисты сходятся на том, что сохранение, упрочнение и дальнейшее развитие американской мировой гегемонии не только приемлемо, но и желательно и необходимо. “На повседневном языке политики это означает, что мировое государство-гегемон является преобладающей и подавляющей силой в интернациональной системе. Государство, достигшего такого статуса, становится настолько всесильным, что может делать в мире все, что ему заблагорассудится, и в любое удобное для такого государства время”. Абсолютная, никем и ничем неограниченная односторонность действий на международной арене является прерогативой США.

“Атакующие” и “защищающие” реалисты не верят в принцип баланса сил в мире. Они считают, что Соединенные Штаты гарантируют себе сохранность и благополучие только при отсуствие баланса сил в мире. Гегемониальная политика США должна быть направленна на предотвращение возникновения нового баланса сил в мировой политической системе. Однополярная мировая система под гегемонией США является основной целью внешней политики США. Возникновение же новой моногополярной системы является потенциальной угрозой для американской мировой гегемонии.

Соединенные Штаты обязаны поддерживать постоянство в своей мощи и делать все возможное для сдерживания развития других стран, имеющих потенциальную возможность достижения статуса сверх-державы, или же силового паритета с США в международной системе. Американское геополитическое превосходство является ключом к будущему взаимодействию между странами.

Историческое возникновение и развитие новых Великих держав, должно быть приостановлено на самых начальных этапах его развития.

В контексте теорий международного права Карла Шмитта, Соединенные Штаты рассматривают самих себя как единственное “политическое государство” наделенное прерогативой casus belle. Нет и не может быть международных норм поведения, которые являлись бы обязательными для США. США - абсолютный суверен, который в одностороннем порядке принимает решения своим волеизявлением создать исключение к существующим нормам международного права. По существу, нормы международного поведения тождественны с волей США! В этом в прошлом и заключалась прибавка Рузвельта к доктрине Монро в отношении стран Западного полушария. Теперь те же принципы должны получить применение во всем мире. Новый мировой порядок - это и есть доктрина Монро для всего мира.

“Среди великих сил современной истории, которые когда-либо достигали статуса империи, похоже, что только Соединенные Штаты –единственное государство, которое не в состоянии смириться с фактом со-существования с другими великими силами, обладающими потенциальным с ними паритетом”. Тоталитарная исключительность идеологии гегемонии США является уникальной в мировой истории, подчеркивает Кристофер Лайн.

Разница же между “атакующими” и “защищающими” реалистами заключается в том, что первые считают, что США должны использовать военную силу для предотвращения возникновения нового баланса сил в мире, а вторые считают, что экономическая политика (стратегия открытых дверей) и силовая дипломатия достаточны для достижения этой цели.

Отталкиваясь от книги Збигнева Бжезинского “Великая шахматная доска” (Zbigniew Brzezinski, “The Grand Chessboard. American Primacy and Its Geostrategic Imperatives, Basic Books, New York, 1997 ), а также от разработок аналитиков Рэнд Корпорайшн влиятельный американский политолог Уильям Пфафф пишет в своей работе “Грядущее столкновение Европы с Соединенными Штатами” (“The Coming Clash of Europe with America”, World Policy Journal, vol. XV, No 4, Winter 1998/99, p.p. 2 ), что стержнем американской геостратегии является так называемая “новая атлантическая инициатива”, которая при помощи экспансии НАТО должна создать американскую атлантическую империю. НАТО отводится роль основного инструмента не только для захвата нового Lebensrauma Соединенными Штатами, но и для сдерживания и подчинения Европы.

Американская атлантическая империя – “это политический и экономический трансатлантический союз под американской доминацией, включающий в себя всю Центральную и Восточную Европу. Эта империя должна включить в себя или полностью заменить Европейский Союз, ЕС, которому будет отведено место подчиненной региональной групировки”, наподобие Организации Американских Государств (ОАГ) в Западном полушарии, подчеркивает Пфафф. В рамках “атлантической инициативы” и вполне в соответсвие с геополитическими установками разработанными в “Руководстве Пентагона по оборонному планированию” от 1991 года, независимая Европа рассматривается в качестве самой серьезной угрозы Соединенным Штатам. Некоторые аналитики, связанные с Советом по Международным отношениям, заходят так далеко, что рассматривают противостояние между США и Европой, возникшее с созданием Европейского Монетарного Союза, ЕМС, и евро - в качестве конфликта, который может привести к войне (Martin Feldstein “EMU and International Conflict”, Foreign Affairs, November/December 1997 ).

Збигнев Бжезинский идет еще дальше и концептуализирует новую атлантическую империю в глобальном атлантико-евразийском масштабе. Для него она должна включить всю Евразию (sic!) и в первую очередь республики бывшего Советского Союза – и прежде всего Украину. То, что принято называть стратегией Бжезинского, для Украины и Белоруссии является стратегией по осуществлению этого плана.

Который занимал Белый дом всего четыре года, объявил о намерении восстановить дипломатические отношения с КНР. Уже на следующий день, 16 декабря стороны издали совместное коммюнике, официально закрепившее намерение Картера.

Это событие фактически поставило точку в противостоянии коммунистического Китая и Соединенных Штатов, и положило начало длительному и плодотворному экономическому сотрудничеству двух стран.

«Без этого шага отношения США и Китая не вышли бы за рамки мелкомасштабных связей на высоком уровне с крайне ограниченными целями и задачами», — писал 10 лет назад в колонке для , который в те времена был помощником госсекретаря по делам Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.

Американский дипломат называет эту дату «днем, когда широко распахнулись двери в Китай».

Фактически Картер поставил «точку» в вопросе нормализации американо-китайских отношений, однако почва для этого шага готовилась на протяжении десяти лет.

Все началось с произнесенной 20 января 1969 года инаугурационной речи ярого антикоммуниста президента США Ричарда , в которой он заявил, что намерен развивать отношения со всеми странами мира.

Это был первый намек со стороны американского лидера, который в Пекине, тем не менее, поняли. Речь нового президента США была полностью опубликована в печатном органе Компартии Китая газете «Жэньминь Жибао».

Следующий намек Никсона был еще более «жирным». В октябре 1970 года в интервью он заявил следующее:

«если бы меня спросили, о чем я мечтаю, то я бы сказал, что хотел бы поехать в Китай. Даже если моя мечта не сбудется, то я надеюсь, что мои дети смогут туда поехать».

Это заявление было сделано как нельзя кстати — за полтора года до этого, в марте 1969 года между СССР и Китаем произошел пограничный конфликт на острове Даманский. После смерти Сталина, отношения идеологических союзников становились все более напряженными.

Во многом это связано с тем, что в Китае очень негативно отнеслись к начавшейся в СССР кампании десталинизации. Советский вождь почитался в Китае чуть ли не наравне с , поскольку после победы над Японией во второй мировой войне, Китай был восстановлен во многом благодаря помощи со стороны СССР.

Кроме того, новое руководство Советского Союза решило пересмотреть характер своей помощи Китаю, что заставило Пекин искать новый драйвер модернизации страны. В итоге, уже в середине 1960-х, в годы культурной революции в Китае Советский Союз обзывали ревизионистской страной.

Именно по этой причине Мао очень оперативно отреагировал на намеки Никсона.

Между вчерашними врагами активно начали развиваться отношения.

В 1971 году Китай дважды посетил советник президента по национальной безопасности Генри . Именно он был автором идеи создания альянса с Китаем для сдерживания Советского Союза.

Параллельно развивалась так называемая «пинг-понговая дипломатия» — в 1971-1972 годах страны обменивались игроками в настольный теннис. Этот тонкий дипломатический прием был показан в художественном фильме «Форрест Гамп»: его главный герой как раз принял участие в одном из визитов американских спортсменов в КНР.

Для визита американского президента в Китай необходимо было решить еще один щекотливый вопрос. США признавали Китаем Китайскую республику, правительство которой расположилось на Тайване, а не КНР. И именно Тайвань заседал в в ранге одной из стран-основательниц этой организации.

США тайными путями активно продвигали идею этой рокировки, но чтобы сохранить лицо сами проголосовали «против».

Все это создало благоприятную почву для визита Никсона, который состоялся уже в 1972 году. Затем, три года спустя аналогичный визит совершил следующий президент США .

За установлением дипотношений с США, которое произошло при президенте Картере последовал и окончательный разрыв Китая с СССР. 3 апреля 1979 года руководство Китая направило советской стороне ноту, в которой сообщалось, что Пекин не намерен продлевать договор «О дружбе, союзе и взаимной помощи», подписанный еще в 1950 году.

Отношения же США и Китая продолжали развиваться. Экономическое сотрудничество двух стран росло вплоть до недавнего времени, пока президентом не стал .

О необходимости пересмотреть отношения Вашингтона и Пекина будущий президент говорил еще во время своей предвыборной кампании. Он неоднократно отмечал, что именно Китай является главным и серьезным противником для Штатов, а не Россия. Недавно СМИ выяснили, что

тот же самый Киссинджер советовал американскому президенту «вывернуть наизнанку» свою же схему: начать сотрудничать с Россией, чтобы противостоять возрастающей угрозе со стороны усиливающегося Китая.

Однако по мнению программного директора , стремление Киссинджера вновь использовать тактику, разработанную в 1960-х годах, объяснимо, но воплотить эту схему в нынешних реалиях невозможно.

«Это является его самым большим достижением в карьере и ученого, и политика, и он уверен, что это может сработать и в новых условиях. Но я думаю, что исторические условия очень сильно изменились и сейчас вряд ли это получится.

Несмотря на то, что в России есть какие-то опасения в отношении Китая, все-таки важность отношений с КНР настолько велика, что такого рода варианты не представляются возможными», — рассуждает эксперт.

По его словам, Трамп несравнимо более ограничен в своих возможностях, чем был Ричард Никсон 45 лет назад. «У Трампа сейчас гораздо меньше возможностей, американское общество находится в кризисе, поэтому сейчас, к сожалению для Киссинджера, эта схема не сможет сработать», — констатирует Бордачев.

Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока Александр Ломанов в свою очередь отмечает, что сегодня лозунг тех времен — «готовиться к войне, готовиться к бедствиям и делать все для народа» — немыслимо представить в современной России применительно к Китаю, поскольку сейчас между двумя странами установились отличные отношения.

«Никсон и Киссинджер в то время очень успешно разыграли эту партию, воспользовавшись глубоким антисоветизмом Мао Цзэдуна, который к тому времени не любил Москву, очень плохо относился к советскому руководству, подозревал его в намерении повторить в Китае чехословацкий опыт, и были опасения, что сейчас СССР так же вторгнется в Китай, чтобы установить какой-то «правильный» социалистический строй, как в свое время произошло в Чехословакии», — отмечает эксперт, подчеркивая, что сейчас невозможно представить себе такую паранойю и безысходность в российско-китайских отношениях.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные