Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Проще что-то сделать сразу хорошо, чем потом объяснять, почему это сделано плохо.

(Лонгфелло (1807-1882), американский поэт)

В настоящее время уделяется пристальное внимание изучению этики деловых отношений с целью повышения уровня культуры этих отношений. Этика охватывает широкий круг вопросов, ее необходимо учитывать в отношениях внутри одной организации и между организациями. Без соблюдения деловой этики и культуры поведения большинство людей в коллективе чувствуют себя дискомфортно, незащищенно.

Важнейшей стороной профессионального поведения является деловой этикет, который приписывает нормы поведения на работе, на улице, в гостях, в транспорте и т.п. Речевой этикет, искусство ведения телефонных разговоров, правила переписки и внешний вид служат признаками вашей воспитанности, респектабельности и уверенности в себе.

Помните, что в деловых отношениях мелочей не бывает.

Общие сведения об этической культуре. Как известно, человек в течение жизни вступает в деловые отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений является мораль, в которой выражены наши представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет и к чему надо стремиться. Человек может сделать общение эффективным, достичь определенных целей, если он правильно понимает моральные нормы и опирается на них в деловых отношениях. Если же он не учитывает моральные нормы в общении или искажает их содержание, то общение становится невозможным или вызывает трудности.

Кто же создал правила человеческого поведения? Почему одно поведение одобряется обществом, а другое - осуждается? На эти вопросы отвечает этика.

Этика - это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «этика» происходит от греческого слова «ethos» («этос») - обычай, нрав. Термин «этика» был введен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) для обозначения учения о нравственности, причем этика считалась «практической философией», которая должна дать ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки?»

Первоначально термины «этика» и «мораль» совпадали. Но позже, с развитием науки и общественного сознания, за ними закрепилось различное содержание.

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в личных, семейных и международных отношениях.

Важнейшими категориями этики являются «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг». «Добро» и «зло» - показатели нравственного поведения, именно через их призму происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Этика рассматривает «добро» как объективное моральное значение поступка. Оно объединяет совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал, образец для подражания. «Добро» может выступать как добродетель, т.е. являться моральным качеством личности. «Добру» противостоит «зло», между этими категориями с основания мира идет борьба. Часто мораль отождествляют с добром, с положительным поведением, а зло рассматривают как аморальность и безнравственность. Добро и зло - противоположности, которые не могут существовать друг без друга, как свет не может существовать без тьмы, верх без низа, день без ночи, но они, тем не менее, неравнозначны.

Действовать в соответствии с моралью - значит выбирать между добром и злом. Человек стремится построить свою жизнь таким образом, чтобы уменьшить зло и умножить добро. Другие важнейшие категории морали - долг и ответственность - не могут быть правильно поняты и, тем более, не могут стать важными принципами в поведении человека, если он не осознал сложность и трудность борьбы за добро.

Нормы морали получают свое идейное выражение в заповедях и принципах о том, как должно себя вести. Одно из первых в истории правил нравственности формулируется так: «поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило появилось в VI-V вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах - Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Впоследствии оно стало именоваться «золотым», так как ему придавалось большое значение, В наши дни это правило также остается актуальным, и всегда надо помнить, что человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях. Потребность относиться к другим как к самому себе, возвышать себя через возвышение других и составляет основу морали и нравственности.

В Евангелии от Матфея сказано: «Итак, во всем как хотите чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними» (гл. 7, ст. 12).

Нравственная жизнь человека и общества разделяется на два уровня: с одной стороны, то, что есть: сущее, нравы, фактическое повседневное поведение; с другой стороны, то, что должно быть: должное, идеальный образец поведения. Нередко в деловых отношениях мы сталкиваемся с противоречиями между сущим и должным. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, как говорят, должным образом, с другой - желает удовлетворить свои потребности, реализация которых часто связана с нарушением нравственных норм. Эта борьба между идеальным и практическим расчетом создает конфликт внутри человека, который острее всего проявляется в этике деловых отношений, в деловом общении. Поскольку этика делового общения является частным случаем этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики, под этикой делового общения понимается совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение и отношения людей в профессиональной деятельности.

Нормы и правила поведения, действующие в обществе, предписывают человеку служить обществу, согласовывать личные и общественные интересы. Моральные нормы опираются на традиции и обычаи, а мораль учит нас делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо людям, которые находятся рядом.

Одним из основных элементов культуры делового общения является нравственное поведение людей. Оно опирается на общечеловеческие моральные принципы и нормы - уважение человеческого достоинства, честь, благородство, совесть, чувство долга и другие.

Совесть - это моральное осознание человеком своих действий, благодаря чему контролируют свои поступки и дают оценку своим действиям. Совесть самым тесным образом связана с долгом.

Долг - это осознание добросовестного исполнения своих обязанностей (гражданских и служебных). Например, при нарушении долга, благодаря совести человек несет ответственность не только перед другими, но и перед собой.

Для морального облика человека огромное значение имеет честь, которая выражается в признании моральных заслуг человека, в репутации. Честь офицера, честь бизнесмена, рыцарская честь - именно она требует от человека поддерживать репутацию социальной или профессиональной группы, к которой он принадлежит. Честь обязывает человека добросовестно трудиться, быть правдивым, справедливым, признавать свои ошибки, быть требовательным к себе.

Достоинство выражается в самоуважении, в осознании значимости своей личности; оно не позволяет человеку унижаться, льстить и угодничать ради своей выгоды. Однако чрезмерное чувство собственного достоинства не очень украшает человека. Способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью. Человеку, который чего-то стоит, нет нужды выставлять напоказ свои достоинства, набивать себе цену, внушать окружающим представление о собственной незаменимости. Неотъемлемой частью культуры делового общения является благородство. Благородный человек верен своему слову, если даже оно дано врагу. Он не позволит грубость по отношению к малоприятным для него людям, не будет злословить о них в их отсутствии. Благородство не требует огласки и благодарности за помощь и сочувствие.

На Востоке и в Западной Европе с древних времен большое значение придавали необходимости учитывать этические нормы и ценности в деловом общении. Особенно подчеркивалось их влияние на эффективность ведения дел.

Профессиональными моральными нормами были и остаются вежливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие.

Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. В основе вежливости лежит доброжелательность, которая проявляется в приветствиях и пожеланиях. Например, мы желаем доброй ночи, доброго утра, успехов, здоровья и т.п. Широко известны слова испанского писателя Мигеля Сервантеса (1547- 1616) о том, что ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливый человек - это предупредительный человек, он стремится первым оказать любезность, первым уступит место в транспорте, подержит дверь.

Сродни вежливости нравственная норма - корректность, которая означает умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, особенно, в конфликтных. Корректное поведение проявляется в умении выслушать партнера, в стремлении понять его точку зрения. Вежливость обусловливается тактом и чувством меры. Быть тактичным - значит умело сделать замечание, не унижая достоинство человека, предоставить ему возможность выйти из затруднения с честью.

Совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, входит в понятие профессиональной этики. К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования, требует высокой квалификации работников при исполнении своих профессиональных обязанностей. Это относится к работающим в сфере услуг, на транспорте, в здравоохранении, в области управления, воспитания и им подобных, так как объектами деятельности этих профессиональных групп являются люди.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности и имеет свои специфические требования в области морали. Например, профессиональная этика воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине. Своеобразие медицинской этики ориентировано на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Однако любая специфика профессиональной этики невозможна без учета общечеловеческих ценностей и этических норм. Рассмотрим профессиональную этику на примере.

Независимо от социального положения и возраста мы все являемся покупателями. Чего хочет покупатель от продавцов? Во-первых, приобретения качественного, модного, удобного товара по приемлемой цене. Во-вторых, компетентности, внимательного и вежливого отношения к себе при выборе покупки. Следовательно, задача продавца состоит в удовлетворении запросов и желаний потребителя. Поэтому важнейшими требованиями профессиональной этики работника торговли по отношению к покупателю являются внимательность, вежливость, доброжелательность.

Деловое отношение продавца и покупателя начинается с приветствия, которое обязательно должно сопровождаться улыбкой. За приветствиями следуют слова: «Пожалуйста, что вас интересует?» или «Я вас слушаю». Если продавец уже обслуживает клиента, он должен извиниться и попросить подождать, а не говорить: «Вы что, не видите, что я занята». Освободившись, продавец выясняет, какой товар интересует клиента и по какой цене, после чего сообщает характеристики имеющихся товаров. Продавец-профессионал должен учитывать пол, возраст покупателя и стремиться определить его психологические особенности (агрессивность, уравновешенность, решительность- нерешительность, доверчивость-недоверчивость). Установлено, что в магазине различается поведение молодых и пожилых людей, мужчин и женщин. Например, мужчины посещают магазин целенаправленно, они знают, что им нужно купить, и при наличии товара покупают его. Они в большей степени, чем женщины, подвержены влиянию продавца и часто ожидают от него совета, ориентируются на его мнение. Женщины в своем выборе полагаются на себя; они долго рассматривают изделие, и поэтому не рекомендуется их торопить.

Профессионализм продавца усиливается его этической воспитанностью, которая проявляется в речи, мимике, жестах; грубость, вульгарность и раздражительность недопустимы. Продавец обязан быть сдержанным в различных ситуациях, например, когда покупатель долго рассматривает товар, расспрашивает и интересуется подробностями, хотя покупать данный товар не собирается. Он должен быть сдержан даже с невоспитанным и агрессивным покупателем, поскольку ответ грубостью на грубость не дает положительного эффекта. Наоборот, атмосфера становится напряженной, назревает конфликт, который нередко влечет вмешательство администрации. Окончанием общения продавцов с нами, покупателями, является прием оплаты за выбранный товар и его упаковка, после чего продавец должен поблагодарить за покупку.

В свою очередь нам, покупателям, не следует забывать о вежливости, о сдержанности своих негативных эмоций и плохого настроения.

Итак, если сферой вашей деятельности являются люди, то, несмотря на специфику профессии, всегда нужно обращать внимание на правила и нормы поведения, на обязанности по отношению к клиенту, к коллегам; уметь владеть собой, быть терпеливым, внимательно выслушивать посетителя, а также иметь надлежащий внешний вид и владеть культурой речи.

Государственных служащих

Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, развиваются экономические отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а с другой – претерпевают трансформацию общественные отношения, что влечет за собой изменение содержания социальных норм как одного из основных средств регулирования поведения и взаимодействия людей.

В таких условиях происходит реформирование государственной службы Российской Федерации, становление института государственной службы, требующее выработки новых социальных норм, которые соответствовали бы императивам настоящего времени. Вместе с тем существует ряд проблем, требующих глубокого осмысления. Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, в регулировании которой важное место занимают социальные нормы.

Во-первых, социальные нормы являются основой для анализа социальных процессов как в объектах социального управления, так и в его субъектах, среди которых одно из важнейших мест занимает государственная служба.

Во-вторых, социальное нормирование является важным фактором регулирования деятельности государственного аппарата. В последние годы оказывается недостаточное влияние этих норм на систему государственной службы, что способствует развитию в ней нарушений в виде коррупции, бюрократизма, забвения интересов гражданина, государства и общества и др.

В-третьих, ощущается необходимость изучения механизмов, влияния социальных норм на деятельность и поведение субъектов государственного управления для использования их в процессе реформирования государственной службы, выработки новых правовых норм как важнейшего направления социального нормирования.

Необходимо также учитывать, что в большинстве стран, проводивших наиболее успешные этические реформы государственной службы, кодексы поведения изначально рассматривались как элемент системы управления административной этикой. Поэтому разработке этических стандартов всегда соответствовали такие мероприятия как, например, создание органа-координатора, наделенного необходимыми функциями по реализации стандартов поведения.

Проект Кодекса профессиональной этики и правил делового поведения госслужащих РФ, разработанный в рамках комиссии при Общественной палате, содержит следующие этические нормы функционирования госслужащих.



Нравственным долгом государственного служащего должны быть: добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, стремление быть старательным, организованным, ответственным и преданным своему делу, поддержание своей квалификации на высоком уровне, знание и правильное применение в сфере своих полномочий действующего законодательства, нормативно-правовых актов, норм морали и нравственности.

Служебная этика запрещает действия, нарушающие корпоративную деятельность государственных служащих. Не менее значимыми для государственной службы являются такие качества служащих как патриотизм, гражданственность, мужество при противодействии антикоррупционному или противоправному поведению; лояльность, порядочность в служебных и личных отношениях, честность, ответственность, корректность, терпимость к иным правомерным и нравственным позициям, скромность, умение вести конструктивный диалог и находить целесообразные, рациональные решения, неподкупность, осмотрительность в выборе ближайшего окружения, умеренность в материальных потребностях и бескорыстие.

Государственный служащий обязан разделять этические ценности современной демократии: свободу, равенство перед законом и судом, понимание того, что носителем суверенитета и источником власти в России является ее народ; соблюдать нормы профессиональной этики, регламентирующие служебное поведение государственного служащего в определенной должностным регламентом сфере управленческих отношений, соблюдать государственную и служебно-должностную дисциплину.

Нравственным профессиональным долгом государственного служащего являются: служение всему обществу, каждому ее члену, а не определенным социальным группам или лицам из ближайшего окружения; приоритет государственных интересов над личными, так как государственный служащий наделен властными полномочиями самим обществом в лице многонационального народа для реализации функций государства в интересах общества и государства, благосостояние которых является высшим критерием эффективности и конечной целью служебной деятельности каждого государственного служащего.



Государственный служащий не имеет морального права допукать возможность игнорирования или нарушения требований закона, норм общественной морали, интересов людей, особенно социально незащищенных групп населения, этнических сообществ, всего общества, государства в целом. Исключаются на уровне моральных запретов подчинение государственных интересов личным интересам государственного служащего, частным интересам других лиц, социальных групп, нанесение ущерба общественным и государственным интересам. Моральным долгом государственного служащего является соблюдение основных правил нравственности.

Государственный служащий всех видов государственной службы наряду с правовой ответственностью за служебные упущения и злоупотребление служебным положением, за нарушение норм делового поведения и профессиональной этики несет моральную ответственность в форме корпоративного осуждения коллег, вплоть до негативной оценки личных качеств служащего руководителем и исключения возможности карьерного роста.

Нравственной и служебной обязанностями государственного служащего является достижение такого уровня добросовестного отношения к службе, профессионализма и компетентности, соблюдения требований государственной и служебно-должностной дисциплины, которые обеспечивают эффективную реализацию должностных обязанностей как важнейшей составляющей механизма государственного управления.

Элементом профессиональной этики государственного служащего должно быть глубокое убеждение в том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание функционирования всех органов государственной власти и служебной деятельности государственных служащих.

Недопустимо с позиции профессиональной этики влияние личных, имущественных, финансовых и иных интересов при выполнении государственным служащим должностных обязанностей. Нравственной основой служебной деятельности государственных служащих выступает создание условий, обеспечивающих качество жизни и свободное развитие человека. Безнравственно требовать для государственных служащих качества жизни, разительно отличающихся от условий жизни большинства населения страны.

При наличии конфликтной ситуации между интересами госслужбы и интересами отдельных индивидов, социальных групп и структур госслужащий обязан руководствоваться требованиями закона, социально-политической и экономической целесообразности, общественных интересов, представлений населения о социальной справедливости и моральных ценностях.

Государственный служащий по своим убеждениям обязан быть интернационалистом, уважать и проявлять терпимость к обычаям, традициям, религиозным верованиям различных народностей, этнических групп, религиозных конфессий; бережно относиться к государственному языку Российской Федерации и другим языкам и наречиям народов России, не допускать дискриминации по признакам национальности, расы, пола, социального статуса, возраста, вероисповедания.

Нравственные требования к государственному служащему выходят за пределы его служебной деятельности. Государственный служащий как при исполнении служебных обязанностей, так и вне службы должен воздержаться от поступков, высказываний, действий, наносящих ущерб авторитету государственного органа, правовому статусу и моральному облику государственного служащего. Каждый государственный служащий обязан поддерживать и формировать в общественном мнении населения образ добросовестного, гуманного, компетентного и честного работника аппарата государственной власти.

Государственный служащий в любой ситуации обязан сохранять личное достоинство, в лучшем свете представлять орган государственной власти, в котором он исполняет служебные обязанности, заботиться о своей чести и добром имени, избегать всего, что может поставить под сомнение его объективность и справедливость при решении служебных вопросов.

Государственный служащий не может допускать пристрастность при решении служебных дел, быть свободным от влияния общественного мнения и других способов влияния, от опасений критики его служебной деятельности, если он действует в соответствии с законом, принципом социальной справедливости, признания и соблюдения, защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, что является прямой обязанностью государства и каждого государственного служащего.

Одной из нравственных обязанностей государственного служащего является политическая нейтральность, исключающая возможность влияния и воздействия на его служебную деятельность решений политических партий, общественных движений, религиозных и других общественных организаций.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к подчиненным ему государственным служащим, несет моральную ответственность за их поведение и соблюдение ими норм служебной этики, правил служебного поведения. Он обязан быть образцом и примером для подражания в отношении к службе, поддержании благоприятного морально-психологического климата, соблюдения требований служебной этики и этикета, тактичности и корректности в общении, любезности и деликатности при решении частных проблем граждан, обратившихся в организацию за помощью и содействием.

В основу Кодекса должен быть положен дух «общественного служения». И этот дух уже сам по себе будет служить формой контроля над поведением государственных служащих. Например, принятие присяги о верности принципам этого Кодекса перед поступлением на государственную службу будет предостерегать чиновника от неэтичных поступков если и не все время его службы, то, во всяком случае, довольно длительное время. Известно, что такие символы имеют значительное влияние на поведение человека.

Следует учитывать, что процесс формирования государственных властных структур всегда социально дифференцирован, и привлечение к государственной деятельности людей, уполномоченных императивно осуществлять государственные цели, должно осуществляться качественно.

Критерием «бюропатологии» государственных служащих является их отношение к контролю общества за деятельностью аппаратов органов исполнительной власти. По этому критерию всех служащих органов государственной власти можно классифицировать на две группы: служащие государственного аппарата демократической ориентации и административной ориентации. Так к группе демократически ориентированных (по данным исследования) можно отнести только 14% служащих. При этом среди служащих аппаратов федеральных министерств и ведомств доля ориентированных на демократический контроль общества над государственным аппаратом составила 11, 5%, а среди работников органов власти субъектов Федерации – 15,5 %. Это свидетельствует о том, что доминирующим типом управленческой культуры и значимости по шкале ценностей являются интересы государства, ведомств и вторичность интересов общества, личности, защиты прав и свобод населения

Представители «административной ориентации» склонны к закрытости деятельности аппарата, нетерпимости к деятельности средств массовой информации к «чужим» жизненным идеалам и мнениям, склонны усматривать совершенствование работы аппарата в решении традиционных внутриаппаратных вопросов: планирования, финансирования, контроля отчетности, делопроизводства и т.д.

Указанные ценностные ориентации государственных служащих являются наследием административно-командной системы администрирования, а также воспроизводятся повседневной практикой административного управления. «Бюропатология» может быть одним из факторов отчуждения власти от общества и обострения социальной напряженности.

Внедрение служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих России послужит целям соблюдения в государственной службе этических норм и правил в системе обще­ственных отношений.

§4.Этические кодексы и программы поведения

Государственных служащих

Этические нормы занимают особое положение в системе обще­ственных правил и отношений. С одной стороны, они не предусмат­ривают такой жесткой системы социального контроля для законодательно утвержденных норм, как, напри­мер, судебная система. С другой стороны, этические нормы могут существенно ограничивать личную свободу человека, жестко регламентируя его действия, мысли, чув­ства. «Двигателем» системы внутреннего самоконтроля явля­ются такие мотивы, как самоутверждение, самоидентификация, социальное одобрение и т.п.

В современном обществе рас­тет роль неформальных кодексов, основанных на моральных прин­ципах и правилах. Основными причинами являются:

1. подрыв одной из фундаментальных основ демократии, выражающийся в падении уровня доверия населения к государству и государственным инсти­тутам;

2. усложнение социальной жизни, возрастание интенсивнос­ти изменений, в результате - невозможность предусмотреть все последствия того или иного действия в системе юридических норм;

3. постепенный, но неуклонный и глобальный сдвиг от примитив­ного социального управления к более сложному (от внешнего - к внутреннему, от физического - к морально­-психологическому).

Кодексы (от лат. codex - книга, свод законов) - перечень фор­мальных правил в обществе.

В основе этических кодексов лежат конкретные нормы и принципы поведения. Этический кодекс выполняет три основные функции:

¾ репутационную (имиджевую);

¾ управленческую (организационную);

¾ развития профессиональной культуры.

Репутационная (имиджевая) функция кодекса заключается в формировании доверия к системе госслужбы со стороны внешних групп (граждан, организаций, общественных объединений). Наличие у государственной службы этического кодекса становится общемировым стандартом государственного управления.

Управленческая (организационная) функция кодекса состоит в регламентации поведения служащих в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности чиновников осуществляется путем:

2) регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами (защита прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, государства);

3) определение процедур и порядка принятия решений в сложных этических ситуациях;

4) указания на неприемлемые формы поведения, создающие конфликт интересов.

Значение этического кодекса для развития профессиональной культуры служащих заключается в следующем:

¾ формирует определенный образ службы в органах публичной власти, отличающей ее от любой другой, например, службы в сфере бизнеса;

¾ выражается в чувстве общности (солидарности) всех работников, исполняющих службу;

¾ усиливает вовлеченность служащих в дела службы и преданность ей;

¾ усиливает систему социальной стабильности в организациях, где осуществляется служба.

¾ является средством, с помощью которого формируются и контролируются нормы поведения служащих.

Следует также подчеркнуть особую ценность этического кодекса как документа, в котором сосредоточены основные формы существования профессиональных ценностей в системе гражданской службы:

¾ идеалы - выработанные политическим руководством государства представления о совершенстве в различных проявлениях и сферах функционирования государственной службы;

¾ воплощение этих идеалов в деятельности государственной службы и поведении государственных служащих;

¾ внутренние мотивационные структуры личности служащего, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности профессиональных ценностных идеалов.

Для осуществления обозначенных функций в мировой практике сформировалось два варианта этического кодекса:

2. развернутый.

Декларативный вариант этического кодекса стал использоваться с начала XX в. для предъявления этических принципов сотрудникам аппаратов организаций, различных по масштабам и профилю деятельности. По своей сути декларативный вариант –это в основном идеологическая часть кодекса без четкой регламентации поведения сотрудников. Предполагается, что в конкретной ситуации сотрудники смогут сориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических принципов. Однако во многих случаях трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка, исходя из общих принципов. Поэтому, для того чтобы кодекс действительно работал, руководство организации прибегает к постоянной трансляции этих принципов через корпоративные ритуалы (ношение фирменной одежды, регулярное обсуждение этических проблем и др.). Декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития внутрикорпоративной культуры. Чаще всего для решения конкретных управленческих задач кроме кодекса необходима разработка дополнительного пакета организационно-распорядительных документов.

Развернутый вариант этического кодекса получает распространение с 80-х гг. 20 в. в западных странах с подробной регламентацией этики поведения сотрудников. В этом кодексе фиксировались конкретные правила поведения в отдельных областях, где риск нарушений был высок или возникали сложные этические ситуации. В большинстве организаций такие кодексы разрабатываются не для коллектива, а прежде всего для высшего и среднего управленческого персонала и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников.

Следует отметить, что четкой методологии при разработке этического кодекса пока нет. Анализ содержания различных этических кодексов приводит к выводу о том, что основные принципы этических кодексов схожи между собой. Содержание этического кодекса организации определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.

Как правило, кодексы содержат две части:

Вступительную (преамбулу), иногда ее называют идеологической частью (миссия, цели, ценности);

Нормативную (перечень принципов и стандартов служебного поведения).

При этом идеологическая часть может и не включаться в содержание этического кодекса.

Вступительная (идеологизированная) часть раскрывает цели и задачи создания и принятия этического кодекса. Поскольку эти документы определяют правила, которым должны следовать работники организации, то в преамбулу включают этические ценности, принципы и стандарты, которые являются непременной целью деятельности организации. Ценности характеризуют идеал, к которому стремится организация: доверие, верность и преданность, уважение, стремление избегать конфликтов, а также инновации в команде, непрерывное улучшение работы и удовлетворение потребностей потребителей услуг.

В нормативной части этического кодекса разрабатываются этические принципы и стандарты (нормы) поведения сотрудников.

Под принципами понимается основополагающая идея, исходное (руководящее) начало, зафиксированное в установленном порядке.

Эти принципы должны применяться в повседневных управленческих решениях всеми членами организации и могут использоваться для регулирования поведения в профессиональной деятельности; подотчетности; безопасности рабочего места; доверия в осуществлении взаимодействия с потребителями услуг; баланса между прозрачностью и открытостью и конфиденциальностью; связи с населением; участия в политической деятельности; запрещения преследований и дискриминации.

Затем разрабатываются нормы (стандарты, правила) поведения, опирающиеся на принятые ценности и принципы.

Под нормами понимаются общие правила поведения, исходящие от организации или государства и охраняемые ими, которые предоставляют участникам общественного отношения юридические права и налагают на них юридические обязанности, в том смысле, что их исполнение обязательно для всех сотрудников аппарата управления, в числе для руководителей.

При этом наиболее типичными вопросами, разработанными в этических кодексах, являлись ответственность и мера наказания сотрудников за следующие нарушения:

1. предложение взятки и согласие ее принять;

2. совет дать или принять взятку;

3. принятие дорогих подарков;

4. принятие решений или участие в принятии решений, отвечающих личным интересам;

5. неуступчивость в конфликте интересов;

6. личное поведение, нанесшее вред гражданам, организациям, государству;

7. ведение противозаконной политической деятельности;

8. прямое или косвенное использование внутренней информации;

9. неэтичное поведение.

Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которой они принимаются. По результатам исследований выявлено, что содержание большинства этических кодексов можно представить тремя основными положениями:

1. служащие должны быть лояльны к своей организации, ставить ее благо выше личного;

2. в частной жизни служащие не имеют права предпринимать потенциально опасные для организации действия;

3. служащие должны вести себя предупредительно и этично по отношению к гражданам (клиентам).

Рассмотрим сложившийся на практике общий порядок разработки и утверждения этического кодекса в организации. Этот порядок включает три самостоятельных этапа.

Первый этап (проектирование). Разработка проекта кодекса с основным акцентом на цели и ценности руководства и директивных документов, а также существующую в организации этическую проблематику. Для этого проводится работа в двух направлениях:

¾ анализируются кодексы других организаций и особенности их применения;

¾ определяются базовые ценности и цели организации и наиболее актуальные сферы применения кодекса в организации.

Второй этап (обсуждение). Обсуждение проекта кодекса в коллективе и сбор предложений по доработке текста кодекса и системы его исполнения. Поскольку кодекс является новым документом для организации, то на втором этапе работа ведется по следующим трем направлениям:

· разъяснение сотрудникам смысла, значения и сфер применения кодекса;

· привлечение рядовых сотрудников к процессу создания кодекса;

· создание позитивного общественного мнения в отношении кодекса среди персонала;

· подготовка сотрудников как ресурса по внедрению кодекса в практику деятельности организации.

На этом этапе важно предусмотреть все возможные процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников организации. Только при условии принятия каждым сотрудником этического кодекса он будет реально исполняться.

Третий этап (утверждение). Этот этап включает в себя следующую работу:

4. анализ всех поступивших предложений, внесение изменений в содержание кодекса;

5. выработка механизмов исполнения и внедрения документа;

6. утверждение кодекса в соответствии со сложившейся практикой принятия организационно-распорядительной документации.

Разработка кодекса не ограничивается только написанием и утверждением текста документа. Важно помнить, что заставить сотрудников исполнять этический кодекс при всем желании руководства нельзя или, по крайней мере, эффективность этических стандартов в директивном порядке будет низкой. Сейчас многие организации уже прошли путь создания собственного этического кодекса и столкнулись с проблемой исполнения. Для того чтобы этические нормы стали индивидуальными жизненными правилами сотрудников, они должны глубоко войти в повседневную практику отношений человека с окружающим миром. Добровольное же принятие этих стандартов основывается на актуальных потребностях человека.

Если этический кодекс организации определяет этические принципы, нормы и правила делового поведения, предписываемые к исполнению сотрудниками, то система исполнения этих правил должна:

1. поддерживать и поощрять такое поведение сотрудников, которое соответствует принятым этическим принципам, нормам и правилам;

2. предупреждать отклонения поведения сотрудников от заданных этических стандартов;

3. помогать своевременно выявлять факты конфликтов интересов и этических нарушений;

4. помогать предотвращать и урегулировать конфликты интересов и нарушения профессиональной этики.

Рассмотрим непосредственно процесс построения системы исполнения этического кодекса в организации.

Структура этой системы состоит из следующих элементов:

¾ продвижение этических норм (стандартов) поведения в деятельности каждого сотрудника;

¾ обучение сотрудников основам профессиональной этики и мерам по противодействии коррупции;

¾ сбор и анализ информации об этических проблемах в организации, информирование руководства;

¾ реагирование на существующие этические проблемы и нарушения этических норм, поощрение позитивного этического поведения.

Возможные мотивы соблюдения сотрудниками норм:

¾ страх наказания либо осуждения членами социальной группы, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется;

¾ профессиональная и корпоративная групповая принадлежность;

¾ внутренний нравственный закон.

Рассмотрим практику внедрения этических норм не административным, а рекомендательным порядком. Партнерский подход к внедрению этических норм предполагает добровольность и индивидуальную мотивацию сотрудника к их исполнению; основан на понимании необходимости существования этических норм в организации и возможности их согласования с личными этическими принципами и интересами. Поэтому ресурсом организации становится добровольная инициатива, этическая ответственность и уважение личных этических норм сотрудников.

Основные принципы этических норм, позволяющие реализовать такой подход:

¾ максимальная прозрачность всего процесса разработки и утверждения этического кодекса;

¾ добровольный характер принятия этических принципов и норм сотрудниками организации;

¾ равенство всех сотрудников в исполнении этических норм.

Особенный акцент делается на действиях руководителей всех уровней – они должны задавать своеобразный эталон этичного поведения и контролировать моральное «здоровье» организации.

Безусловно, этический кодекс должен, с одной стороны, ограничивать личную свободу и предотвращать неэтичное поведение, с другой стороны – задавать ценностные ориентиры, предъявлять стандарты профессиональной и корпоративной этики. Поэтому кодекс должен сочетать рекомендуемое и запрещаемое.

Этическая система должна быть построена на основе комплексного подхода и включать следующие основные элементы: руководство (этической системой); стратегия этического развития; базовые стандарты профессиональной и корпоративной этики; система внутреннего контроля соблюдения этических норм; управленческая информация и оценка результатов; система мотивации, поощрений и наказаний.

В любой этической программе базовыми элементами являются: этический кодекс; этические тренинги и обучение; структуры (подразделения, комиссии) по этике; этический аудит. В реальной практике этической программой может стать любой организационный проект, направленный на совершенствование системы исполнения этических норм.

Этические нормы Этические нормы - система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.

Словарь терминов антикризисного управления . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Этические нормы" в других словарях:

    Мораль, нравственность, моральный кодекс, этика Словарь русских синонимов. этические нормы сущ., кол во синонимов: 4 мораль (18) … Словарь синонимов

    этические нормы - Система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников. Тематики менеджмент в целом EN code of ethics … Справочник технического переводчика

    этические нормы - подразделяются на правовые, которые сводятся на оценку справедливо/несправедливо, моральные (оценка достаточно/недостаточно), нравственные (оценка хорошо/дурно) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Этические нормы - ♦ (ENG ethics, norms for) в протестантской традиции (см. Протестантизм) считается, что Священное Писание является высшим критерием для суждения и этического действия. Откровение и разум (поскольку они воспринимают естественный закон) являются …

    Этические нормы делового сообщества - Этические нормы, используемые в деловом сообществе, это сложившаяся система норм поведения и обычаев делового оборота, не основанная на законодательстве и формирующая позитивные ожидания в отношении поведения участников корпоративных отношений … Официальная терминология

    История. Этический кодекс Американской психол. ассоц. (АРА), принятый в 1953 г., стал одним из первых такого рода кодексов профессионального поведения. Откликнувшись на неуклонно возраставшую потребность в официальном этическом кодексе, Н. Хобс… … Психологическая энциклопедия

    НОРМЫ В НАУКЕ - ориентир предпочтительных форм поведения ученых, правила, регулирующие поведение в науке, не имеющие статута юридич. законов. Такие нормы подразделяют обычно на два типа: методологич. и этнические. Первые относятся к содержательной стороне науки… … Российская социологическая энциклопедия

    Правила, определяющие порядок поведения людей, живущих в обществе; во всей своей совокупности, имеющей применение в данном обществе, они называются объективным правом данного общества, в отличие от субъективного права. Различают две группы норм:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Профессионально-этические стандарты американских психологов, работающих в сфере психологии и права - Совокупность морально нравственных норм профессиональной деятельности в сфере психологии и права, выраженных в форме согласованных и утвержденных профессиональным сообществом требований. Эти требования относятся к разнообразным сторонам… … Энциклопедия современной юридической психологии

    ethics, norms for - Этические нормы … Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие
  • Правовые и этические нормы в журналистике , . В книге собраны актуальные юридические и этические документы, принятые международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы и др.), государственными органамиРоссии и различными…
  • Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. Профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции , С. Ю. Кабашов. Настоящее учебное пособие раскрывает основы профессиональной этики государственной гражданской и муниципальной службы в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых…

Этика

Слово "этика" происходит от греч. ethos -- нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал "этическими" добродетелями (достоинствами) человека такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а "этику" -- наукой об этих качествах. По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержания, а главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Она должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан .

Этика - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.

Мораль - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер. Исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (одобрение или осуждение).

Культурным считается тот человек, у кого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе .

Как отмечает Е.В. Золотухина-Аболина, "добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства".

В противоположность добру зло - это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от истоков бытия, к гибели.

В этом мире нас все подталкивает ко злу, а к добру ничто не побуждает, кроме свободы.

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями общества целей и средств их достижения.

Этика определяет разумность поведения по двум аксиомам:

1. аксиома законопослушания - необходимость соблюдать общественные законы. Например, по правилам русского этикета на день рождения нужно опоздать на 15 мин. Неприлично опаздывать больше и приходить раньше. В русском этикете принято благодарить за малейшие услуги.

2. аксиома ролевого поведения - исполняя ту или иную роль в обществе, необходимо оправдывать ролевые ожидания, то есть общаться с равным как с равными, со старшим как со старшим, с подчиненным как с подчиненным.

Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, научно-культурных традициях.

Принципы русской речевой этики:

Умение выслушать собеседника, сопереживая

Краткость в беседе

Доброе слово добродетельно, лесть греховна

Этикетные и этические нормы

В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм :

1. надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнера по общению, оценивать можно конкретные действия, соблюдая при этом необходимый такт. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентном общении.

Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учет возраста, пола, служебного и общественного положения партнера по общению.

2. говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи.

Более того, необходимо поставить партнера по общению в центр внимания, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме.

3. необходимо принимать во внимание возможности слушателя воспринимать смысл ваших высказываний, желательно давать ему время передохнуть, сосредоточиться. Ради этого стоит избегать слишком длинных предложений, полезно делать небольшие паузы, использовать речевые формулы поддержания контакта: вы, конечно, знаете…; вам, вероятно, интересно будет узнать…; как видите…; обратите внимание…; следует заметить… Нормы общения определяют и поведение слушающего :

Необходимо отложить другие дела, чтобы выслушать человека. Это правило является особенно важным для тех специалистов, работа которых заключается в обслуживании клиентов.

Слушая, надо уважительно и терпеливо относиться к говорящему, стараться выслушать все внимательно и до конца. В случае сильной занятости допустимо попросить подождать или перенести разговор на другое время. В официальном общении совершенно недопустимо перебивать собеседника, вставлять различные замечания, тем более такие, которые резко характеризуют предложения и просьбы собеседника. Как и говорящий, слушающий ставит своего собеседника в центр внимания, подчеркивает свою заинтересованность в общении с ним. Следует также уметь вовремя высказать согласие или несогласие, ответить на вопрос, задать свой вопрос.

Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности .

В условиях когда на смену государственности, основанной на жесткой централизации, приходит управление, базирующееся на принципах служения государства российскому обществу, возрастают требования к нормам служебного поведения вследствие их значительного воздействия на результативность профессиональной деятельности юристов.

Служебное поведение представляет собой разновидность социального поведения человека и включает систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействии, существующие в профессиональной сфере.

Служебное поведение регламентируются принципом правомочности и неправомочности действии и поступков. Hа стыке правомочности и неправомочности служебной деятельности возникают три разновидности служебного поведения должностных лиц:

  • 1) обязательное (по принуждения в соответствии с законом).
  • 2) должное (по договору и в соответствии с распределением обязанностей)
  • 3) желательное (по собственной воле).

Реальное служебное поведение складывается в результате рационального выбора модели поведения и профессиональной деятельности.

Важным фактором, определяющим поведенческую специфику выступает сама служба как совокупный социальных субъект.

Именно во взаимодействии коллективного, группового и личностного поведения возникает матрица норм служебного поведения, которая затем постоянно воспроизводится.

Профессиональная деятельность выступает коллективным (обобщенным) субъектом служебного поведения, поскольку вырабатывает принципиально отличные от иных организаций ценности, нормы и правила поведения. Профессиональная деятельность соединяет и коллектив, и группу, и отдельного служащего как свою персонифицированную основу. В ней существует структура пирамидальной системы административно- управленческих связей и набора этических норм.

Групповой уровень служебного поведения включает в качестве доминирующей системы нормы, ценности, механизмы сплоченности и деятельности, вырабатываемые групповыми объединениями людей.

Личностный уровень служебного поведения включает ценностные ориентации и установки личности, являющиеся отражением жизненного (социального) опыта, результатом адаптации индивида к общественной среде и фактором идентификации с определенной профессиональной группой.

Мораль юриста основывается на их личностных нравственных установках, и на общественных потребностях. Следовательно, этические нормы при исполнении служебных обязанностей предполагают специальные процедуры и методы контроля, которые зависят от многих обстоятельств и устанавливаются отдельно. Служебное поведение является по определению контролируемым.

В качестве средства регулирования служебного поведения юриста выступает внешний контроль (законы, правила, кодексы, регламенты, инструкции) и внутренний контроль (убеждения, ценности и нормы).

Следует учесть, что мотивация -- это потребность, побуждающая человека действовать с определенной целью. Потребность является внутренним аспектом мотивации, а цель -- ее внешний аспект.

Можно выделить четыре вида мотивационных предпочтений служебного поведения:

  • 1) стремление к творческой самореализации (получение удовлетворения от работы и профессионального роста);
  • 2) служебный долг (профессиональная деятельность оснащается на реализации общественных и служебных интересов).
  • 3) прагматическую ориентацию (стремление обеспечить индивидуальный материально-денежный достаток);
  • 4) карьерный интерес (работа ради продвижения по службе).

Особое значение в понимании сущности служебного поведения имеет понятие «стиль поведения». Стиль служебного поведения отражает свойства черт личности юриста, уровень его компетентности, способности и воли оптимально пользовать личностные черты для выполнения профессиональных задач. Стиль служебного поведения формируются на основе деловитости. Деловой подход позволяет противостоять консерватизму мышления, активным и скрытым формам бюрократизма, формализма, технократизма, Для овладения деловитостью необходима компетентность. Профессионально компетентный юрист исполняет функции должности по сути, а не по форме, достигая результатов работы, а не имитируя процесс служебной деятельности.

Этические нормы поведения

Нормативность -- свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей, и в то же время результат действия традиций и норм взаимоотношений людей и социальной среды.

Для правильного понимания следует различать традиции и нормы, не отождествлять их социальные функции. Традиции -- это специфический, творческий способ функционирования норм и стереотипов поведения. Стереотипы помогают снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить человеку процесс организации собственного поведения.

Любые социально-правовые нормы (от лат. norma -- правило, образец) в целом предназначены для воздействия на волевое поведение людей, а предметом этого регулирования служат отношения между личностью и обществом.

Нормы поведения -- это общепринятые шаблоны поведения. В зависимости от типа социального контроля нормы поведения представляют собой привычные культурные образцы деятельности и обычаи, принятые в обществе или социальной группе и не действующие за ее пределами. Содержательная сторона норм поведения заключается в удержании личности от совершения действий и поступков, несовместимых с принятыми законами и моральными обычаями, посредством угрозы наказания либо выражения общественного презрения.

Этическая норма поведения является одной из наиболее простых форм нравственного требования к личности, выступая, с одной стороны, как элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой -- как форма морального сознания, формулируясь в виде повеления самому себе, требующего неукоснительного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости".

Этические нормы поведения формируются в процессе эволюционного развития человечества, принимая формы универсальных моральных ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, а также отдельными социальными группами и каждой личностью отдельно.

По принадлежности к носителям ценности можно выделить общие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом» правиле этики: поступай по отношению к другим так как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Общие этические нормы господствующей в обществе морали распространяют свои требования на всех без исключения членов данного общества, выступая средством регулирования и оценивания отношений и взаимодействия людей. В процессе расширения; социального опыта каждый человек включается в различные социальные группы, являясь, как правило, одновременно членом нескольких групп.

Групповые этические нормы обеспечивают включение личности в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействии влияют на все виды поведения, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Занимая определенную позицию в коллективе, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает себе собственную позицию и формы поведения, в которых реализуется процесс его существования как личности.

Личностные этические нормы выступают как характеристика субъективного «внутреннего» мира человека. Они соотносятся с его представлением о самом себе и по этой причине не нуждаются в «усвоении» и «принятии». Следование личностным этическим нормам связано прежде всего с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от этих норм всегда сопряжено с чувством вины (совесть)-самоосуждением и даже нарушением целостности личности.

Таким образом, поведение человека, осуществляющего профессиональную служебную деятельность, сложно детерминировано.

Оно управляется посредством как внешних этических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы), так и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Внешние и внутренние регуляторы находятся между собой в сложном динамическом противоречивом взаимодействии.

В каждый момент они предоставляют человеку право морального выбора на основе предъявляемых к нему внешних требований.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные